Андрей Эшпай
15 мая 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Имя Андрея Эшпая знакомо каждому, кто хоть раз в жизни слышал песни «А снег идет, а снег идет…», «Сережку с Малой Бронной», «Мы с тобой два берега у одной реки». Их автор, российский композитор и пианист родился 15 мая 1925 года. Многим его мелодии запомнились в выразительном и душевном исполнении лучших артистов прошлого столетия — Леонида Утёсова, Марка Бернеса, Майи Кристалинской. В 1941 году Эшпай окончил Детскую музыкальную школу-семилетку имени Гнесиных. А в 1944-м, после окончания Чкаловского пулемётного училища и курсов военных переводчиков, ушёл добровольцем на фронт. Был награждён орденом Красной Звезды, боевыми медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941–1945 гг.», польской медалью «За Варшаву. 1939–1945 гг.». Богатейшее творческое наследие композитора включает 9 симфоний, сочинения для оркестра, инструментальные сочинения, балеты, оперетты, романсы и песни, музыку к спектаклям и фильмам.
15 мая 1738 года императрица Анна Иоанновна издала указ о создании в Санкт-Петербурге «Танцевальной Ея Императорского Величества школы» — первого учебного заведения, готовившего профессиональных танцоров. Изначально оно занимало один из флигелей старого Зимнего дворца. Срок обучения составлял три года, а выпуск производился по инициативе балетмейстера или самого учащегося — после приобретения достаточных знаний. Впоследствии школа превратилась в Театральное, а затем — в Хореографическое училище. В числе его выпускников — Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Леонид Якобсон. Сейчас заведение носит название Академии русского балета имени Агриппины Вагановой.
Рецензия на роман Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа» была напечатана во французском журнале «Любитель автографов» 15 мая 1865 года. В статье всячески восхвалялся автор и его невероятный талант: «Господин Бальзак показал, как встряхнуть наше пресыщенное, бессердечное общество импульсами яркой, живой поэзии. Книга будто вместила в себя весь XIX век, которому если и суждено стряхнуть с себя летаргию, то лишь благодаря роману, подобному „Шагреневой коже“ Бальзака. Поистине свыше дается мастерство повествования! Как удается Бальзаку разобрать по косточкам мир! Какой чудесный хронист! Сколько же в нем хладнокровья и страсти в неразрывном единстве!» Разнообразно и ярко произведение описал не кто иной, как сам Бальзак. По утверждению историков, это приветственное послание, по моде начала века, должно было прилагаться к тексту книги еще при ее публикации в 30-х годах. Но показалось издателю слишком уж хвалебным и появилось в печати уже после смерти автора.