Геннадий Рождественский
4 мая 2020
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Дирижёр, пианист, педагог, народный артист СССР, человек-эпоха в мировом исполнительском искусстве Геннадий Рождественский родился 4 мая 1931 года. На записях Рождественского выросло не одно поколение музыкантов. За дирижерским пультом Геннадий Николаевич работал более шестидесяти лет, сотрудничал с крупнейшими коллективами. Среди них — Симфонический оркестр Центрального телевидения и всесоюзного радио, Королевский Стокгольмский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Би-Би-Си. Рождественский — один из немногих в Советском Союзе дирижёров, которые исполняли музыку современных авангардных композиторов и забытые произведения прошлого. Геннадий Николаевич ни разу не изменил собственным художественным принципам. Яркие страницы биографии Рождественского связаны с Большим театром — несколько лет музыкант отработал там на посту главного дирижера. До последних дней жизни Рождественский продолжал выпускать диски с записями, проводил авторские циклы, писал книги, преподавал. Увлекательно и ясно рассказывал о музыке и ее авторах, открывая порой невероятные нюансы, и находя параллели в, казалось бы, далеких друг от друга явлениях.
4 мая 1655 года — день рождения клавесиниста Бартоломео Кристофори, которого принято считать изобретателем фортепиано. Однажды музыканта, жившего в городе Падуя, пригласили ко двору тосканского принца, любителя музыки, Фердинандо Медичи — для развлечения знатных гостей. Там Бартоломео пришла в голову идея изменить принцип звукоизвлечения — он пожелал, чтобы привычный клавесин обладал большим динамическим диапазоном. Свое изобретение Кристофори оснастил войлочными молоточками. При этом отсутствовали педали и демпферы, заглушающие звук струн. Инструмент назвали — «gravicembalo col piano е forte» — то есть клавесин, на котором можно играть тише и громче. Позже длинное название сократили до «фортепиано».
Центральный дом кино открылся в Москве 4 мая 1934 года. Инициатива создания принадлежала режиссёру Сергею Эйзенштейну. В советских газетах цель появления Дома кино обозначили так: «Здесь должны повседневно встречаться киноработники с работниками смежных искусств. Должно широко обсуждаться творчество режиссёров, сценаристов, операторов, актёров и художников. Киноработник должен получить в своём Доме непринуждённый, весёлый и полезный отдых». Дом кино несколько раз менял местоположение. Находился в здании гостиницы «Советская», затем — в Государственном театре киноактёра на Поварской. А в 1968 году организация обосновалась на пересечении Васильевской и 2-й Брестской улиц. Для украшения нового здания Союзу кинематографистов подарили огромный вираж французского живописца Фернана Леже. С тех пор произведение является символом и визитной карточкой Дома кино.