Георг Фридрих Гендель
27 апреля 2020
Русский композитор французского происхождения, музыкальный теоретик Георгий Катуар родился 27 апреля 1861 года. Будущий композитор появился на свет в семье коммерсантов, но избрал основным родом деятельности музыку: интерес к ней оказался сильнее. Георгий Катуар оставил после себя произведения в самых разных жанрах. Ключевое — это симфоническая картина «Мцыри» по мотивам поэмы Лермонтова. Способности Катуара высоко ценили Чайковский, Римский-Корсаков, Лядов. Большое влияние на творчество композитора оказал Антон Аренский. Но композиторская карьера Катуара сложилась неудачно: произведения Георгия Львовича оказались слишком сложны для восприятия современников и звучали редко. Более успешной стала его научная деятельность и преподавательская. Учениками Катуара в Московской консерватории были Дмитрий Кабалевский, Леонид Половинкин. Творчеству Георгия Катуара посвящен пятый сезон мультимедийного проекта радио «Орфей» и компании «Юнипро» «Возрождаем наследие русских композиторов».
27 апреля 1749 года в Грин-парке Лондона состоялось первое официальное исполнение музыки Георга Фридриха Генделя, которое закончилось пожаром. По заказу английского короля, в честь заключения Ахенского мира в войне за Австрийское наследство, композитор создал для торжества сюиту и назвал ее «Музыка фейерверка». Не обошлось без разногласий — сначала мелодию должны были услышать только дипломаты и знатные особы, затем решили представить ее и горожанам во время репетиции. Композитор долго спорил с устроителями праздника о месте его проведения. Кроме того, король хотел подчеркнуть военный характер композиции и желал, чтобы в оркестре играли только деревянные и медные духовые инструменты, а также литавры. Гендель же хотел использовать и струнные. Для музыкантов возвели огромное деревянное здание, напоминающее дорический храм. Но во время праздничного фейерверка на здание упал барельеф Георга Второго, и начался пожар. К счастью, никто не пострадал.
27 апреля 1967 года в Монреале открылась Всемирная выставка ЭКСПО-67, в которой приняла участие и советская делегация. В год 50-летия Октябрьской революции власти СССР приняли решение представить экспонаты с юбилейным размахом. Павильон Советского Союза был построен под личным руководством главного архитектора Москвы Михаила Посохина. Помимо художественных произведений в стиле соцреализма демонстрировали православные иконы. В тот год советский павильон оказался самым посещаемым и привлёк примерно 12 миллионов зрителей. Ни одна всемирная выставка, ни до, ни после, не освещалась в советской прессе так широко, как эта. Сегодня павильон может увидеть каждый — его разобрали и перевезли на ВДНХ в Москву.