Элла Фицджеральд
25 апреля 2020
25 апреля 1926 года в Милане, под управлением дирижера Артуро Тосканини, прошла премьера оперы Джакомо Пуччини — «Турандот». Это было последнее творение композитора, в которое он вложил все силы и постоянно спешил, но так и не успел завершить работу. На премьере, в середине последнего действия, музыка стихла: Артуро Тосканини повернулся к публике и сказал: «Здесь перо выпало из рук композитора». Финал оперы, пользуясь набросками автора, дописывал друг Пуччини, музыкант, педагог Франко Альфано. Либретто основано на драме Карло Гоцци. Еще раньше сюжет появился в азербайджанской литературе средних веков, а оттуда попал в европейские сборники сказок. Пуччини принимал активное участие в работе над либретто, и некоторые детали расходятся с пьесой Гоцци. В сказке соперница Турандот — Аде́льма — была коварна и хитра, тот же персонаж у Пуччини — Ли́у — воплощает собой трогательную женственность, что подчёркивается её мягкой и лиричной вокальной партией.
Первое издание романа Даниэля Дэфо «Робинзон Крузо» вышло в свет 25 апреля 1719 года. Произведение написано как автобиография морского путешественника и плантатора. Прототипом главного героя послужил Александр Селькирк, бывший пират, боцман судна «Синк Поре». Моряк отличался буйным нравом, и в 1704 году, после очередной склоки на судне, был снабжён оружием, продовольствием, семенами, инструментами и высажен на необитаемый остров под названием Мас-а-Тьерра. Суда часто пополняли на острове запасы пресной воды. Возможно, Селькирк надеялся на скорое прибытие другого корабля, с которым мог бы вернуться на родину. Но провел в одиночестве больше четырёх лет — только спустя это время к берегу причалил британский корабль «Дюк», который забрал Александра на большую землю. Моряк оставил мемуары, которые использовал Дефо, лично знакомый с боцманом.
25 апреля 1917 года родилась легендарная джазовая певица, или, как ее часто называли, «Первая леди джаза» - Элла Фицджеральд. Она дебютировала в 17 лет на сцене нью-йоркского театра «Аполло», и с тех пор выступала в основном в составе биг-бэндов. За свою жизнь Элла получила 14 премий Grammy, а ее пластинки разошлись тиражом в сто миллионов. В репертуаре звезды были практически все американские шлягеры — хиты братьев Гершвинов, Дюка Эллингтона, Ирвинга Берлина, два альбома певица записала вместе с Луи Армстронгом. Голос величайшей вокалистки был огромного диапазона — три октавы, и никто из современников не мог сравниться с Фицджеральд в виртуозной технике импровизации. При этом сама певица сравнивала свой голос с инструментом в оркестре и говорила: «Когда я пою, я мысленно ставлю себя на место тенор-саксофона».