Юрий Силантьев

  • 10 апреля 2020
Дирижёр и композитор Юрий Силантьев родился 10 апреля 1919 года. Силантьев — целая эпоха в музыкальной жизни Советского Союза. 25 лет он посвятил руководству Эстрадно-симфоническим оркестром Центрального телевидения и Всесоюзного радио, который сейчас носит его имя и входит в состав Музыкального центра «Орфей». Годы под руководством музыканта стали золотыми в истории оркестра. Миллионы зрителей помнят, что на концертах Юрий Силантьев мог одновременно управлять и коллективом, и залом. Имя дирижера столь часто произносилось по телевизору и значилось на пластинках советских исполнителей, что стало нарицательным. Без силантьевского оркестра в бывшем СССР не обходился ни один праздник. В коллектив Юрий Васильевич пришел в 1958 году. Все звёзды советской эстрады считали за честь работу с оркестром — Александра Пахмутова, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Клавдия Шульженко. Композиторы доверяли коллективу исполнение премьер. Силантьев и сам создал несколько оригинальных произведений: балет «Юность», ораторию «Ленин», Комсомольскую симфонию, Приветственную увертюру, Концертный вальс. Дирижер был настолько популярен в стране, что его буквально носили на руках — известен случай, когда поклонники подняли на руки тяжёлую «Волгу», в которой сидел музыкант. Эпоха Юрия Силантьева завершилась в пятой концертной студии «Останкино»: 8 февраля 1983 года через пять минут после окончания записи сердце музыканта остановилось.
10 апреля 1990 года — день рождения Московского музыкального театра «Геликон-опера». Многие задаются вопросом, что же такое «Геликон»? Так называется гора в Древней Греции, где согласно мифологии, жили музы — геликониды, и проводились праздники в честь бога Аполлона. В то же время геликон — не что иное, как духовой инструмент необъятных размеров. Театр основали Дмитрий Бертман и Кирилл Тихонов — дирижер, народный артист СССР, который долгое время являлся музыкальным руководителем труппы. Сегодня «Геликон-опера» славится необычными, яркими постановками и старается отойти от привычных сценических воплощений, удивить новизной и дерзостью замысла. В репертуаре свыше 75-ти уникальных спектаклей, которые неизменно проходят с аншлагом. В 2013 году театр совместно с Департаментом культуры Москвы учредил уникальный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера».
10 апреля 1860 года на квартире писателя Ивана Гончарова в Петербурге проходил «третейский суд», причиной которого стал крупный скандал в литературном сообществе. Автор романов «Обломов» и «Обрыв» поссорился с другим великим писателем — Иваном Тургеневым. Гончаров обвинил Тургенева в плагиате и утверждал, что тот использовал его сюжеты в своих произведениях — «Дворянское гнездо» и «Накануне». Писатели долгое время дружили. Однажды Гончаров поделился с приятелем замыслом нового романа, где по сюжету художник приезжает в маленький городок и вместо умиротворения обретает любовные муки. Спустя два года, присутствуя при чтении «Дворянского гнезда», писатель с удивлением обнаружил сходство персонажей и сюжетных линий. Гончаров перечитал другие произведения коллеги и нашел множество совпадений. Тургенев же утверждал, что это случайность и настолько оскорбился, что пригрозил дуэлью. Для разрешения вопроса решено было прибегнуть к помощи коллег-литераторов. Они-то и постановили, что сходство сюжетов вызвано общим объектом творчества писателей — и тот, и другой описывали русскую действительность середины XIX века. Это, как было сказано, «оправдывает и извиняет обе стороны». Ни один из писателей не был признан правым или виноватым.

Последние выпуски программы

  • 29 апреля 2022

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

  • 28 апреля 2022

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

  • 27 апреля 2022

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».