Шарль Бодлер

  • 9 апреля 2020
9 апреля 1860 года появилась первая в мире звукозапись. Изобретателем фонографа — устройства для записи и воспроизведения звука — считается Томас Эдисон. Он представил свое творение публике в 1877 году. Но за 17 лет до этого события французский книгоиздатель, Эдуард-Леон Скотт де Мартенвиль, мечтая упростить труд стенографисток, придумал фоноавтограф. Речь о полноценном воспроизведении голоса не шла — аппарат представлял собой рупор, который усиливал звуковые волны. В результате сложного процесса на бумаге, покрытой сажей, получалось отразить колебания. Так впервые был зафиксирован звук. Почти до конца своих дней Эдуард-Леон Скотт оспаривал изобретение Томаса Эдисона и считал, что тот украл его идею. В 2008 году французским исследователям удалось расшифровать и воспроизвести одну из записей Скотта. Сквозь треск и шум был слышен женский голос, который пел народную французскую песню — «При свете луны».
Звезда оперной сцены 19 века, муза Винченцо Беллини, Джудитта Паста родилась 9 апреля 1798 года. По другим сведениям, Джудитта появилась на свет на полгода раньше — в октябре 1797. Для итальянского композитора она стала «счастливой звездой» — певица первой исполнила заглавные партии в операх «Норма» и «Сомнамбула» и привела шедевры композитора на вершину славы. Легендарная ария «Casta Diva», в которую Беллини вложил все свое мастерство, тоже впервые прозвучала в исполнении Джудитты Пасты. Произведение было настолько трудным, что примадонна поначалу отказывалась его петь. Иногда Беллини и оперной диве приписывали любовные отношения, но в действительности их связывало лишь взаимное восхищение талантом. Сочиняя партии для Джудитты, молодой композитор учитывал особенности ее манеры исполнения. Певица, используя чутье и воображение, старалась верно передать замысел автора. Столицы Европы восхищались Джудиттой Пастой, а всем дебютанткам неизменно приходилось конкурировать с дивой. Писатель Фредерик Стендаль, большой поклонник оперы, сравнивал голос певицы с сиянием луны, «которое на мгновение омрачается, чтобы затем стать во много раз ярче».
9 апреля 1821 года родился Шарль Бодлер, поэт-символист, критик, эссеист. Стихи Бодлера часто повергали современников в шок. Причиной тому во многом послужила необычная и нелегкая судьба писателя. Известно, что огромный отпечаток на его характер наложило повторное замужество матери и ненависть к отчиму, что привело к душевной травме — в этом писатель признавался сам. В юном возрасте Шарль окунулся в разгульную жизнь, всячески эпатируя публику — то своим поведением, то стихами. Первые из них, вышедшие в печать, назывались «Даме креолке», «Дон Жуан в аду», «Малабарской девушке». Затем появились стихотворения в прозе, опубликованные как произвольные рассказы, и собранные в цикл под названием «Парижский сплин». Своей музе, балерине-креолке Жанне Дюваль Бодлер посвятил множество стихотворений. Часть из них вошла в скандальный поэтический сборник «Цветы зла» — после его публикации поэта признали виновным в нарушении норм общественной морали и оштрафовали. Тяжелые, изматывающие отношения с возлюбленной стоили Бодлеру наследства — мать писателя была недовольна и через суд потребовала передать ей опеку над сыном. До конца дней Шарль нуждался в деньгах. Почти всю жизнь искал утешение в наркотиках, тяжело болел и в 1865-м году оказался почти парализованным. До наших дней дошли свидетельства о музыкальных предпочтениях Бодлера. Он был большим поклонником Вагнера, посвятил ему эссе, и уже будучи в тяжелобольным, не раз просил сыграть для него увертюру к «Тангейзеру».

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».