Мария Максакова

  • 8 апреля 2020
8 апреля 1902 года родилась Мария Петровна Максакова — советская оперная певица. Она блистала на сцене Большого театра в ярчайший период его жизни, когда на сцене творили легенды вокального искусства — Леонид Собинов и Антонина Нежданова, Сергей Лемешев и Иван Козловский. Среди звездных имен достойное место заняла и Максакова, чье становление как певицы происходило в родном городе, в Астраханском государственном театре оперы и балета. О дебюте певицы в Большом, в опере «Аида», вспоминал Николай Лемешев: «Амнерис Максаковой так захватила воображение, что я забыл, кто пел Аиду, Радамеса, Амонасро; я только помню, что встретился на этом спектакле с великолепным чудом театра». За долгую карьеру Мария Максакова исполнила множество главных ролей. Две Сталинские премии она получила за роли в операх Мусоргского. Положение Максаковой резко изменилось в годы репрессий — ее муж был расстрелян, саму певицу собирались отправить в ссылку, но началась Вторая мировая война, и история забылась. В послевоенные годы Мария Петровна преподавала в ГИТИСе, возглавляла Народную певческую школу в Москве, участвовала в жюри соревнований, занималась публицистикой. Внучка певицы, ее тезка — Мария Максакова, также долгое время была солисткой Большого театра.
Джузеппе Тартини — итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог и музыкальный теоретик родился 8 апреля 1692 года. В его искусстве соединились музыкальные традиции великих предшественников — Вивальди, Верачини. В юности Тартини изучал юриспруденцию, увлекался фехтованием, вместе с тем занимался и музыкой. Затем в жизни Джузеппе случилось событие, весьма соответствующее бурному, своевольному нраву музыканта — Тартини женился на своей ученице, племяннице священника. Это привело к такому недовольству кардинала, что Джузеппе вынужден был прятаться в монастыре в Ассизи. Здесь и началось его становление как композитора. Тартини изучил теорию музыки и композицию, тренировался в игре на скрипке и достиг великолепных результатов. По отзывам современников, его мастерство превосходило игру знаменитого Арка́нджело Корелли. Тартини не только был блистательным музыкантом, но и внес весомый вклад в технику скрипичной игры — изменил конструкцию смычка, удлинив его. Самыми известными произведениями Корелли стали сонаты «Покинутая Дидона» и «Дьявольская трель». О сочинении последней автор рассказывал сам. Композитору приснилось, что он продал душу дьяволу, а взамен услышал волшебную мелодию, которую немедленно должен был записать и воспроизвести. По его признанию, отличие между тем, что он услышал во с не, и тем, что записал, было огромно.
8 апреля 1820 года, на острове Милос в Эгейском море, греческий крестьянин Йоргос и французский моряк Оливье Вутье нашли античную статую, которой сегодня любуются в Лувре — Венеру Милосскую. По разным данным, руки скульптура потеряла либо задолго до обнаружения, либо в результате потасовки. В начале девятнадцатого века спрос на античные находки был очень велик. Греция находилась под турецким игом, и французам требовалось разрешение на вывоз драгоценной скульптуры в Европу. Оно было получено, но, вернувшись назад, статую обнаружили перекупленной теми же турками — на русском судне Венера Милосская должна была отправится в Стамбул. Французская сторона все-таки добилась возвращения статуи, и это вызвало недовольство турецких чиновников. Возможно, скульптура потеряла руки, когда они пытались воспрепятствовать ее погрузке на корабль. Долгое время Венера Милосская была собственностью французских королей и не выставлялась на всеобщее обозрение.

Последние выпуски программы

  • 22 сентября 2021

«Любовь-целительница»

22 сентября 1665 года в Париже, в королевском театре Пале-Рояль, широкой публике впервые представили комедию Мольера «Любовь-целительница».