Френсис Форд Коппола
7 апреля 2020
7 апреля 1820 года Александр Сергеевич Пушкин впервые прочитал на публике свою поэму «Руслан и Людмила». С нее началась слава писателя. Еще учась в лицее, Пушкин задумывал создать сказочное произведение на основе древнерусских былин. Его вдохновили разные источники: поэма «Неистовый Роланд» Лудовико Ариосто, сочинения Вольтера, русские повести. Имена троих мужских персонажей — Рагдая, Ратмира и Фарлафа — Пушкин заимствовал из «Истории государства российского» Николая Карамзина. Первое издание поэмы было принято благосклонно, но некоторые критики посчитали ее безнравственной и неприличной. Поэт, напротив, был недоволен отсутствием настоящего чувства: «Никто не заметил даже, что она холодна», — писал Пушкин о поэме. Во втором издании Александр Сергеевич сократил некоторые эпизоды и добавил знаменитый пролог — «У Лукоморья дуб зеленый». После прочтения поэмы друг Пушкина, которого он считал своим наставником — поэт Василий Жуковский — подарил ему свой портрет с подписью: «Победителю — ученику от побеждённого учителя».
Английский композитор, органист, талантливый писатель, ученый и автор знаменитой «Всеобщей истории музыки» Чарльз Бёрни родился 7 апреля 1726 года. В родной Англии Бёрни преподавал игру на клавикорде, написал «Оду к Святой Цецилии», оперу «Хитрец», получил степень доктора музыки в Оксфордском университете. Музыкант решил ознакомиться с европейской музыкой не по книгам, в которых к 18 веку накопилось немало ошибок и легенд. Он предпринял три больших путешествия — посетил Францию, Фландрию, Германию, Австрию, Италию и Чехию. Везде ходил на концерты, изучал музыкальные традиции и писал заметки. За границей Бёрни общался с лучшими музыкантами, мыслителями своего времени. В Германии он встречался с Глюком и Филиппом Эммануилом Бахом, в Италии — с Никколо Йоммелли, Бальстасса́ре Галу́ппи, во Франции — с Андре Гретри и Жан-Жа́ком Руссо́. В записках Бёрни отразилась вся музыкальная жизнь Европы конца 18 века. Благодаря этому у современных читателей есть возможность сравнить впечатления современника Моцарта с тем, что увидит любитель музыки сегодня, если посетит те же места.
7 апреля 1939 года родился режиссёр Фрэнсис Форд Коппола. Его легендарный фильм — «Крестный отец» — стал едва ли не известней своего создателя: лента взяла три премии «Оскар» и занимает третью строчку в списке лучших фильмов за всю историю кинематографа. В совсем юные годы тяжелая болезнь — полиомиелит — приковала Фрэнсиса Форда к постели. Чтобы занять время, он погрузился в чтение. На будущего режиссера произвела глубокое впечатление пьеса Теннеси Уильямса «Трамвай «Желание». Окончательно Коппола определился с призванием, когда увидел немой фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь». Фрэнсис говорил: «Я понял в тот день, чем буду заниматься. Когда ты составляешь в некоем порядке самые необычные, самые волнующие кадры, начинаешь ощущать себя алхимиком, колдуном». Сегодня Коппола — признанный классик кинематографа. Критики отмечают, что ему удалось объединить личное, авторское видение с оглушительным коммерческим успехом.