Николай Римский-Корсаков

  • 5 апреля 2020
5 апреля 1905 года композитор Николай Римский-Корсаков публично отказался от звания почетного члена Русского музыкального общества. Причиной этому стали особые события: столкновение бастующих учеников Петербургской консерватории с полицией и конными казаками в марте 1905 года. В результате студентов избили нагайками. После этого в газете «Русские ведомости» Римский-Корсаков опубликовал открытое письмо в поддержку учащихся. На заседании петербургской дирекции Российского музыкального общества было решено исключить из консерватории 101-го учащегося и уволить профессора Римского-Корсакова — за противостояние действиям дирекции и ее порицание. Это вызвало общеевропейский скандал. В знак солидарности с композитором консерваторию покинули Александр Глазунов, Анатолий Лядов, пианистка Анна Есипова, еще 200 учащихся, включая тех, кто ранее забастовку не поддерживал. Из Российского музыкального общества вышли композитор Камиль Сен-Санс, скрипач Эжен Изаи, скрипач и композитор Йозеф Иоахим. Дирекция попыталась сгладить конфликт, но Римский-Корсаков не пошел на компромисс. Отклонил он и предложения от европейских учебных заведений и не согласился занять ни одну должность. В консерваторию композитор все же вернулся, но уже после смены руководства.
«Главным дирижёром Европы» называли его музыковеды. 5 апреля 1908 года родился Герберт фон Караян. На протяжении карьеры он руководил лучшими европейскими оркестрами: Лондонским, Венской и Берлинской филармоний, Венской оперы и миланского театра «Ла Скала». Музыкант занимал множество постов, иногда одновременно, и едва успевал перемещаться с одного концерта на другой. Ему удавалось и это, и интенсивные гастроли по всему миру. Путь к славе Герберта фон Караяна был неоднозначным — в годы нацистского режима его поддерживали члены СС, а после окончания войны дирижер всячески пытался уничтожить и память, и следы от сотрудничества с Третьим Рейхом. Первый большой успех Караяну принесла постановка оперы «Тристана и Изольды» в Берлинском оперном в 1938 году. После войны слава Караяна гремела далеко за пределы Германии, лучшие театры мечтали работать с талантливым музыкантом. С 1955 года и до конца жизни Караян руководил Берлинским филармоническим оркестром, несколько лет был художественным директором Венской оперы. В наши дни на деньги Фонда имени Герберта фон Караяна проводятся музыкальные конкурсы. ЮНЕСКО учредила Международный приз имени Караяна за заслуги в области развития музыкального искусства.
Премьера оперетты Иоганна Штрауса-сына «Летучая мышь» прошла в Вене 5 апреля 1874 года. Основой для либретто послужил водевиль французских авторов Анри Мельяка и Людовика Галеви «Новогодний вечер». Штраусу так понравился сюжет, что оперетту он написал всего за шесть недель. Шедевр композитора, который стал, пожалуй, его самым известным произведением в этом жанре, критики поначалу совершенно не оценили. Отзывы о яркой постановке были разными. Одни называли ее «попурри из вальсовых и полечных мотивов». Другие, наоборот, отмечали, что «в партере можно было заработать морскую болезнь из-за покачиваний публики в такт волшебным звукам». В Вене оперетта не выдержала и двадцати постановок, но ее дальнейшие, переделанные версии завоевали успех по всему миру.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».