Дебют Фёдора Шаляпина

16 марта 2020
16 марта 1831 года в Париже был опубликовано произведение, подарившее вторую жизнь памятнику средневековой архитектуры. Виктор Гюго назвал свой роман именем главного героя — «Собор Парижской Богоматери». Дочь писателя, Адель Гюго описала, как отец начал работать над книгой: «Он купил себе бутылку чернил и огромную фуфайку из серой шерсти, запер на замок свое платье, чтобы не поддаться искушению выйти на улицу, и вошел в свой роман, как в тюрьму». Сам Нотр-Дам де Пари к тому времени обветшал и был разграблен. Его то собирались модернизировать, а то и вовсе сносить. Роман Гюго невероятным образом отозвался в обществе. Был создан специальный комитет, который организовал сбор пожертвований на реставрацию. Через десять лет начались восстановительные работы: мастерам предстояло максимально приблизить Собор Парижской богоматери к его первоначальному облику. Произведение Виктора Гюго не потерялось в веках: его перевели на множество языков, экранизировали, использовали сюжет для оперы, балета и мюзикла.
16 марта 1901 года. Миланские газеты настаивали: »Запишем эту дату золотыми буквами». В этот день на сцене «Ла Скала» дебютировал Федор Шаляпин. Годом ранее предприимчивый директор тетра Джулио Гатти-Казацца решил вернуть к жизни оперу Арриго Бойто «Мефистофель». Партии Фауста и Маргариты он отдал молодым итальянцам: Энрико Карузо и Эмме Карелли, а воплощение демона решил поручить малоизвестному тогда русскому басу Федору Шаляпину. Тот был ошеломлен предложением и даже посчитал его розыгрышем. Чтобы убедиться в своей правоте и получить из Италии отказ, Федор Иванович запросил баснословный гонорар. В ответ пришел подписанный контракт: 15 тысяч франков за десять выступлений. Все лето певец провел в компании Сергея Рахманинова, разучивая партию и улучшая свой итальянский. Триумф Шаляпина был безусловным, овации начались еще с пролога. Пресса единодушно рассыпалась в комплиментах шаляпинскому Мефистофелю, а местные клакеры обязались и впредь хлопать русскому исполнителю бесплатно.
16 марта 1930 года в Москве в Театре имени Мейрхольда состоялось премьерное представление «Бани» Владимира Маяковского. «Драма в шести действиях с цирком и фейерверком» — так определил жанр произведения сам автор. Главный пролетарский поэт написал пьесу по заказу главного советского театрального авангардиста, и обличал в ней бюрократизм и приспособленчество. Мейерхольд к тому времени уже серьезно раздражал власти остросатирическими постановками. Пьеса Маяковского подняла волну в прессе еще до премьеры: бюрократы настаивали на том, что бюрократизм уже не актуален. Результат очевиден: «Баню» запретили не только Мейерхольду, но и всем советским театрам. Пьесу вернули советским людям лишь в 1950 году.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».