Георг Филипп Телеман
14 марта 2020
Он сочинял с неутомимый рвением с десяти до восьмидесяти шести лет. 14 марта 1681 года родился один из ярчайших немецких музыкантов своего времени Георг Филипп Телеман, известный также под псевдонимом Меланте. Он жил на рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков и проявил свой талант во всех музыкальных жанрах, что были известны в то время. Его творческая активность поражает: Гендель и Бах вместе взятые написали музыки меньше. Деловая репутация Телемана также не вызывает сомнений. Он руководил оркестрами, возглавлял оперный театр, способствовал открытию первого в Германии публичного концертного зала, создал один из первых немецких музыкальных журналов. Композитор сам занимался изданием своих произведений и лично гравировал печатные платы. Маэстро не приходилось сражаться за доходные должности и выгодные заказы. Немецкие князья и графы наперебой предлагали ему покровительство. Крупнейшие города Германии — Лейпциг, Франкфурт, Гамбург — с гордостью связывают свою историю с именем Георга Филиппа Телемана.
14 марта 1804 года в венском предместье родился Иоганн Батист Штраус, композитор, скрипач и дирижер. Мальчик начал учиться музыке вопреки воле опекуна, самовольно оставил переплетное дело и стал зарабатывать на жизнь скрипичной игрой в трактирах. К 20 годам он уже был помощником дирижера танцевального оркестра и написал свой первый вальс. Современники отмечали, что играл Штраус виртуозно, в бешеном темпе и с выраженным темпераментом. Именно ему принадлежит образ дирижирующего солиста-скрипача. Рихард Вагнер так описывал выступление первого из Штраусов: «Публика, которая на самом деле была более опьянена его музыкой, чем поглощёнными напитками, поднимала настоящий вой, который возносил воодушевление дирижёра со скрипкой на непостижимую для меня высоту». Историки признают, что именно он возвел танцевальную музыку в ранг искусства. Собственный оркестр Штрауса-старшего стал настолько популярен, что даже во время эпидемии холеры его выступления проходили при переполненных залах. Композитор подарил миру 152 вальса и трех сыновей, которые продолжили музыкальную династию.
14 марта 1949 года в Ленинграде состоялась премьера балета Рэйнгольда Глиэра «Медный всадник». Воплотить в музыке и танце поэму Пушкина композитор решил еще в конце тридцатых годов, но помешала Великая Отечественная. Потом несколько раз менялось либретто и долго разрабатывалась партитура. Постановку приурочили к 150-летию поэта. Хореограф Кировского театра Ростислав Захаров задействовал в спектакле множество нестандартных приемов: от пантомимы до стилизации придворных танцев. Одна из мелодий балета «Медный всадник» стала музыкальной основой для официального гимна Санкт Петербурга.