Мариус Петипа
11 марта 2020
11 марта 1818 года в Марселе родился танцовщик и балетмейстер Мариус Петипа. Он покинул Францию в разгаре танцевальной карьеры без особого сожаления, утверждая, что в Европе того времени «уклоняются от серьезного искусства». В Санкт-Петербург Петипа прибыл, чтобы заменить одного из солистов Мариинского театра. После первого же спектакля император Николай Второй отметил нового танцовщика царским подарком. Пластика, грация и красота — три главных принципа, которыми руководствовался Петипа. В согласии с ними он танцевал, преподавал и создавал хореографию. Гениальный балетмейстер Мариинки не только разработал новую структуру балетного спектакля, объединив танец и пантомиму. Петипа удалось сделать музыку одним из главных действующих лиц балета. Он начал служить русскому искусству в 29 лет. В 76 Мариус Иванович Петипа получил российское гражданство.
11 марта 1851 года в Венеции состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Риголетто». В основу либретто была положена к тому времени запрещенная во Франции пьеса Виктора Гюго «Король забавляется». Чтобы избежать обвинений в подрыве авторитета монархии, авторы оперы разжаловали главного героя в герцоги и смягчили напряженность классового конфликта. Развращенный правитель, невинная девушка, любящий отец, он же грозный мститель — история скорее романтическая, чем социальная. Гениальная музыка Джузеппе Верди обеспечила ей не только громкую премьеру. Опера быстро распространилась по всем европейским сценам. Исключение составила Франция. Виктор Гюго, не простивший грубого вмешательства в его сюжет, шесть лет противился постановке «Риголетто» у себя на родине. Его признают родоначальником стиля «танго-нуэво».
11 марта 1921 года родился Астор Пьяццолла. Семья аргентинских эмигрантов поселилась в бедном районе Нью-Йорка. Первый бандонеон — разновидность гармоники-концертино — Астору подарил отец. Возможно, этим он уберег сына от криминального влияния «маленькой Италии». Астор не получил классического образования, но жизнь предоставила ему возможность учиться у больших музыкантов. Работая в оркестре аргентинского танго, он делает непривычные аранжировки: пытается придать традиционной танцевальной музыке сценическую академичность. Пяццолла боготворит Баха, увлекается Стравинским и Бартоком, слушает джаз. Он вырос в Америке, дух свободы диктует ему: для музыки нет запретов. Музыкальные консерваторы требуют от него конкретики: серьезная музыка или танго, а он продолжает смешивать стили. Прошли десятилетия, прежде большинство убедилось в том, что его эксперименты — настоящие шедевры. На родине, в Аргентине его зовут просто — «Великий Астор».