Антонио Вивальди
4 марта 2020
Антонио Вивальди родился в Венеции 4 марта 1678 года. Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве этого музыканта и композитора. В 15 лет Вивальди был пострижен в монахи, в 25 — посвящен в духовный сан, но предпочел служить не Господу, а музыке. Он виртуозно играл на скрипке, сочинял духовные и светские произведения. Всего их насчитывается около восьмисот, вполне возможно, даже немного больше. Потерянные в веках ноты Вивальди разыскиваются и находятся до сих пор. Среди самых известных его сочинений — четыре концерта, подарившие нам очарование четырех времен года. Композитор служил монаршим особам, европейская знать и члены королевских семей заказывали ему музыку. Вивальди похоронен в Вене на кладбище для бедняков. Его забыли уже через 30 лет после смерти и вернули его музыку к жизни лишь в начале двадцатого века.
4 марта 1877 года в Большом театре прошла премьера балета «Лебединое озеро». Чайковский писал эту музыку отчасти ради денег, отчасти потому, что ничего подобного раньше он не сочинял и хотел испытать себя в новом жанре. В процессе создания балета композитору пришлось всерьез исследовать специфику балетной композиции: он изучал партитуры и консультировался с хореографами. Первую постановку поручили недавно приглашенному в Москву чешскому балетмейстеру Вацлаву Рейзингеру. Критики эту работу не одобрили, спектакль исчез из репертуара Большого после 39 представлений. Куда большего успеха «Лебединое озеро» добилось на сцене Мариинского театра. В Петербурге над балетом работали Мариус Петипа и его не менее талантливый ученик Лев Иванов. Петипа принадлежит идея черного и белого лебедя, Одетты и Одилии. Иванов настоял на том, чтобы не пришивать к костюмам танцовщиц искусственные крылья, и заставил их превратить в крылья собственные руки.
Французский композитор, аранжировщик и дирижер Поль Мориа родился в Марселе 4 марта 1925 года. В родном городе он окончил консерваторию, стал классическим пианистом, играл музыку Баха, Стравинского, Брамса, Шопена. В 1965 году он создал «Гранд-оркестр» под собственным именем, в репертуар которого входила лёгкая эстрадная музыка, хиты двадцатого века и обработки классики. Оркестр Поля Мориа не имел постоянного состава. Каждый раз музыканты подбирались для решения конкретных музыкальных задач, будь то запись очередного альбома или гастроли с определенной программой. Поль Мориа также известен как аранжировщик песен для французских эстрадных звезд. Долгое время он работал с Мирей Матье и Шарлем Азнавуром.