Премьера оперы «Кармен»
3 марта 2020
3 марта 1875 года в Париже состоялась премьера оперы Жоржа Бизе «Кармен». Сейчас это произведение, созданное по мотивам одноименной новеллы Проспера Мериме, называют оперным шедевром и кульминацией творчества великого композитора. Однако в тот вечер «Кармен» ожидал безоговорочный провал. Парижская публика, считавшая себя вполне искушенной, тем не менее оказалась не готова к реализму, который предложил автор. На сцене толпились воры и контрабандисты, высокие чувства демонстрировали представители низших сословий. Критики сочли сюжет непристойным, а музыку — сложной и подражательной. Считается, что неудача роковым образом сказалась на здоровье композитора: Бизе умер через три месяца после премьеры.
3 марта 1869 года в Лондоне родился выдающийся дирижер Генри Вуд. Более всего он прославился как устроитель так называемых «Променадных» концертов. Руководить летним музыкальным фестивалем в центре британской столицы маэстро пригласил Роберт Ньюмен, импресарио концертного зала Куин-холл. Их организационная идея была на тот момент почти революционной. Было решено сделать хорошую музыку доступной широкой аудитории, кардинально удешевив билеты. Из партера зрительного зала убрали все кресла и за весьма небольшую плату туда пускали постоять. Слушать концерт, переминаясь с ноги на ногу — ну чем не променад? Генри Вуд был бессменным дирижёром «Променадных» концертов на протяжении пятидесяти лет. Первоначально он предлагал публике преимущественно популярные пьесы, но постепенно стал повышать уровень сложности фестивальной музыки. По инициативе Генри Вуда в Англии регулярно звучали сочинения русских композиторов: Чайковского, Глинки, Даргомыжского, Мусоргского. «Променадные» концерты проводятся в Лондоне по сей день. Фестиваль длится восемь недель. Ежедневно Королевский Альберт-холл позволяет совершать «музыкальные прогулки» пешком, при помощи радио и интернета.
Русский пианист, композитор и педагог Александр Дюбюк родился 3 марта 1812 года. Сын маркиза, бежавшего в Россию из революционной Франции, общее образование получил в пансионе отца. Музыке его учил Джон Филд, ирландец, пианист-виртуоз, основоположник ноктюрна. Александр Дюбюк был в числе первых преподавателей Московской консерватории и написал теоретическое пособие «Техника фортепьянной игры», которое выдержало три прижизненных издания. Ему перу принадлежит множество фортепьянных переложений музыки Шуберта, Паганини, Алябьева. Особой популярностью пользовались песни и романсы Александра Дюбюка. Ими пополняли репертуар знаменитые цыганские хоры, они звучали в исполнении солистов императорских театров и простых уличных шарманщиков.