Бедржих Сметана
2 марта 2020
2 марта 1824 года в городе Литомишль на территории Чехии, входившей тогда в состав Австрийской империи, родился Бедржих Сметана. С пяти лет будущий композитор играл на скрипке, а в шесть публично выступил как пианист. После окончания Пражской консерватории талантливый музыкант познакомился с Робертом Шуманом и Гектором Берлиозом. Ференц Лист высоко оценил его произведения и оказывал молодому человеку серьезную финансовую поддержку. Сметане довелось участвовать в революционных событиях 1848 года. Им он посвятил несколько маршей и героическую «Песнь свободы». Почти двадцать лет спустя, на волне уже окрепшего национально-освободительного движения, композитор вернулся из вынужденной эмиграции и стал главным дирижером Национального оперного театра в Праге. В его оркестре играл тогда еще никому не известный Антонин Дворжак. Бедржиха Сметану считают основоположником национальной композиторской школы. Он первым использовал в своих сочинениях чешские народные сюжеты и мотивы. Ему также принадлежит первая в истории опера, целиком написанная на чешском языке.
2 марта 1911 года в Москве состоялась премьера симфонической поэмы «Прометей» Анатолия Скрябина. Автор исполнял партию фортепьяно, оркестром дирижировал Сергей Кусевицкий. Скрябин утверждал, что это произведение — не прямой пересказ легенды о титане-богоборце, подарившем людям огонь. Прометей для композитора стал отстраненным символом, главным героем была огненная стихия. Он даже дал этому произведению второе название — «Поэма огня». Известно, что Скрябин обладал так называемым «цветным слухом»: тональности он воспринимал в красках. Композитор планировал сопроводить сценическое воплощение своей поэмы некоей цветовой строкой, чтобы дать публике возможность не только услышать, но и увидеть его музыку. К моменту премьеры «Прометея» нужное проекционное оборудование собрать не удалось. Впервые скрябинская поэма прозвучала «в цвете» в Нью-Йорке весной 1915 года. Аппаратуру для этого представления готовили два года.
Немецкий композитор Курт Вайль родился 2 марта 1900 года. Он много писал для театра, плодотворно сотрудничал с Бертольдом Брехтом. Вайля упрекают в том, что, стремясь к социальной действенности своей музыки, он сознательно упрощал ее. В то же время его называют одним из немногих, кому удалось проложить действующий мост между серьезной и легкой музыкой. Ярчайшая тому иллюстрация — написанная вместе с Брехтом «Трехгрошовая опера». В ней немецкие зонги — особый вид сатирических баллад — мирно уживаются с классическими традициями. Песни из «Трехгрошовой оперы» популярны до сих пор, а «Баллада о Мэкки-ноже» переродилась в джазовый стандарт.