Энрико Карузо
25 февраля 2020
25 февраля 1873 года родился человек, который осмелился сказать президенту США Теодору Рузвельту: «Я рад за вас, ваше превосходительство, вы почти так же знамениты, как я». Великий тенор Энрико Карузо появился на свет на окраине Неаполя в бедной многодетной семье. Впервые его пение услышали в местной церкви, затем — на улицах города, в кафе и на вечеринках. Оперный дебют Карузо состоялся, когда ему было 22 года. В неаполитанском «Театро нуово» начинающему певцу хлопала лишь галерка, да и то потому, что там были его друзья. А всего через пять лет Карузо вышел на сцену «Ла Скала». Голос необычайного тембра и природное актерское дарование позволяли певцу исполнять лирические и драматические партии любой сложности. Нью-Йоркской «Метрополитен-опера» Карузо отдал 18 лет своей славы, сыграв там 607 спектаклей. Билеты на его представления администрация театра продавала по ощутимо завышенным ценам. В течение 15 лет после смерти забальзамированное тело Карузо в стеклянном саркофаге мог увидеть любой посетитель неаполитанского кладбища Дель Пианто.
Композитор Аркадий Островский родился 25 февраля 1914 года. «Пусть всегда будет солнце», «А у нас во дворе», «Как провожают пароходы» — Советский Союз жил, работал, любил под его песни. Аркадий Островский работал в оркестре Леонида Утесова, был там одновременно пианистом, аккордеонистом и аранжировщиком. Песни начал сочинять во время Великой Отечественной войны. Среди произведений того времени — песня-плакат «Гадам нет пощады». В мирное время главные составляющие творчества Аркадия Островского — оптимизм, мечта и надежда. Его песни исполняли Эдуард Хиль, Майя Кристалинская, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон. Одну из самых популярных колыбельных — «Спят усталые игрушки» — тоже написал Аркадий Островский.
25 февраля 1881 года на сцене Мариинского театра прошла премьера оперы Петра Ильича Чайковского «Орлеанская дева». Написать оперу о Жанне д’Арк композитор решил после прочтения трагедии Шиллера, посвященной национальной героине Франции. Идея настолько захватила Петра Ильича, что он начал писать музыку, не имея даже сюжетной линии. Либретто композитор писал параллельно, основываясь на переводе шиллеровской драмы, который сделал Василий Жуковский. Всего работа над монументальным произведением заняла у Чайковского девять месяцев. После премьеры публика была довольна и несколько раз вызывала автора. Пресса о постановке отозвалась скорее негативно. При жизни Чайковского «Орлеанская дева» ставилась нечасто. Народно-освободительная идея стала куда популярнее в советское время.