Первое балетное представление в России

  • 17 февраля 2020
17 февраля 1672 года в России, при дворе царя Алексея Михайловича, прошло первое балетное представление. За год до этого в селе Преображенское под Москвой, согласно царскому указу, была построена «комедийная хоромина» — придворный театр. Сценическое воплощение античного мифа об Орфее и Эвридике приурочили к Масленице. Музыку сочинил немец Генрих Шютц. За постановку и исполнение главной роли отвечал Николо Лима, офицер, предположительно шотландского происхождения. Балет в то время по большей части сводился к тому, что танцовщики принимали изящные позы, ритмично шагали и совершали изысканные поклоны. Зато костюмы их были поистине роскошными. Пластическое действие в Преображенском сопровождалось куплетами Орфея на немецком языке, в которых прославлялись лучшие качества второго правителя из династии Романовых. Алексея Михайловича и его домочадцев окружали освещенные огнями пирамиды, которые двигались по ходу представления. Восстановлению первый русский балет не подлежит, его партитура не сохранилась.
Скрипач, композитор Анри Вьётан родился 17 февраля 1820 года. Сын ремесленника из небольшого бельгийского городка Вервье стал настоящей звездой скрипичного искусства. Роберт Шуман даже сравнивал его с Паганини. Вьётан прославился после исполнения скрипичного концерта Бетховена. Стоит заметить, что музыка немецкого гения в начале девятнадцатого века была не слишком популярна, но бельгийскому виртуозу удалось всерьез перенастроить общественное мнение. Собственные сочинения Вьётана– концерты, сонаты, фантазии — везде встречали с восхищением. В 1837 году Вьётан впервые приехал в Россию, но успел дать лишь один концерт в столице. Он вернулся в Петербург через 10 лет, уже как придворный солист и преподаватель. Среди его учеников было немало русских аристократов. В знак признательности они дарили скрипачу бесценные инструменты работы Амати, Страдивари, Гварнери. В России Анри Вьётан сочинил свой Четвертый ре-минорный концерт.
17 февраля 1904 года в Италии впервые прозвучала опера Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». Сейчас она — среди самых популярных. Но премьера в «Ла Скала» с треском провалилась. Причиной принято считать излишне растянутое действие. Зрители, привыкшие к ярким театральным новинкам, попросту заскучали. Представление сопровождалось свистом и выкриками, к концу второго акта публика начала расходиться. Пуччини учел реакцию зала и кардинально переработал произведение. Либретто было переписано почти полностью, события стали развиваться с достаточной быстротой. Новую версию, которая была уже представлена через пару месяцев, публика и критика приняли благосклонно.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».