Премьера оперы «Сказки Гофмана»
10 февраля 2020
10 февраля 1881 года в Париже состоялась премьера оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Она создана на основе пьесы, которая шла в театрах Парижа. Один из авторов пьесы написал либретто и, в числе других композиторов, предложил его Жаку Оффенбаху. До этого композитор не сочинял оперы — только оперетты. Оффенбах принялся за работу, но скончался, не успев ее закончить. Оперу пытался завершить композитор Эрнест Гиро, однако не смог это сделать вовремя. Первый раз на сцене «Сказки Гофмана» прошли без третьего акта.
В начале двадцатого века оперу с измененной партитурой поставили в Монте-Карло. Эта редакция получила известность. А после Второй мировой войны в архивах обнаружили новые материалы, написанные Оффенбахом для «Сказок Гофмана». С тех пор существует множество редакций произведения. Популярными стали отдельные мелодии из оперы, которые звучат в разных кинофильмах.
Матвей Блантер, советский композитор, автор песни «Катюша», родился 10 февраля 1903 года. В песне, которая превратилась в символ Великой Отечественной войны, звучат стихи поэта Михаила Исаковского. «Катюшу» пели Лидия Русланова, Эдуард Хиль, Анна Герман. Знаменитыми стали и другие песни Блантера — «Летят перелетные птицы» и «Футбольный марш». Эту композицию до сих пор исполняют в России перед каждым футбольным матчем. Всего Блантер создал более двух тысяч песен. Он также писал танцевальную музыку, мелодии к спектаклям, фильмам, радиопостановкам, сочинял оперетты.
10 февраля 1907 года в Мариинском театре прошла премьера первого в России бессюжетного балета - «Шопениана» в постановке Михаила Фокина. В постановке танец олицетворяет музыку Шопена и позволяет зрителям погрузиться в мир грез пианиста. Балет передает самые разные настроения: от романтичной мечтательности до светлой, лучезарной радости. Фокин использовал оркестровую сюиту Александра Глазунова, созданную на основе фортепианных пьес польского композитора: полонеза, ноктюрна, мазурки и тарантеллы. Глазунов работал и над вальсом. Каждая из пьес стала самостоятельной сценкой: полонез танцевали в польских костюмах. Под музыку ноктюрна появлялся образ Шопена, а его мечты олицетворяли прелестные нимфы — сильфиды. Следом шла сцена мазурки: она выглядела как польская свадьба, а под тарантеллу артисты выступали в декорациях Везувия. Балет понравился зрителям, а последний номер — вальс в исполнении ослепительной Анны Павловой и Михаила ОбУхова — привел всех, включая Фокина, в восхищение. Он был так впечатлен воздушным, легким танцем, что решил преобразить балет и дополнил «Шопениану» новыми номерами. Последняя редакция включает в себя восемь произведений Шопена и идет как единая хореографическая композиция.