Яша Хейфец

  • 2 февраля 2020
Скрипач Яша Хейфец родился 2 февраля 1901 года. Его называли «императором скрипки» и «скрипачом номер один». Хейфец учился в Петербургской консерватории, а известным стал после выступления с Берлинским филармоническим оркестром. Музыкант первым принял участие в уникальном для своего времени проекте — отдельно он записал две партии концерта Баха для двух скрипок. Затем две записи объединили в одну.
Хейфец всегда исполнял ту музыку, которую желал, даже когда это приводило к конфликту. Так случилось со скрипичной сонатой Рихарда Штрауса, чьи произведения были неофициально запрещены в Израиле в послевоенные годы. Хейфец исполнил сочинение, несмотря на угрозы.
Скрипач снимался в кино, о нем самом был создан фильм. Как рассказывали друзья Хейфеца, он очень любил камерную музыку и часто устраивал домашние концерты вместе с виолончелистом Григорием Пятигорским, альтистом Уильямом Примроузом и пианистом Артуром Рубинштейном.
2 февраля 1883 года родился композитор Михаил Гнесин. Жизнь Михаила Фабиановича была полна взлётов и падений: учился у Николая Римского-Корсакова, работал преподавателем, заведовал творческим отделом Музыкального техникума имени Гнесиных, был профессором Московской и Ленинградской консерваторий.
Композитор стал одним из основателей Общества еврейской народной музыки в Санкт-Петербурге. Организация продвигала произведения российских еврейских композиторов. Чтобы лучше изучить искусство этого народа, Михаил Фабианович несколько раз ездил с научными экспедициями в Палестину.
Гнесин создал вокальные циклы, симфонический дифирамб «Врубель», оперу «Юность Авраама», «Страницы из Песни Песней». Во время войны написал кантату «Красной Армии» и трио «Памяти наших погибших детей», был близок и к авангарду — сочинял песни на тексты русских поэтов-символистов и футуристов, участвовал в театральных экспериментах Всеволода Мейерхольда.
Широкого признания у современников творчество Михаила Гнесина не получило. Его творения стали популярными лишь спустя много лет после создания.
Анна Воробьева-Петрова, оперная певица, родилась 2 февраля 1817 года. Благодаря знаменитому в то время преподавателю и капельмейстеру — Катерино Кавосу — она стала солисткой Императорской оперы.
Как говорили современники, Воробьева обладала голосом редкой красоты, владела виртуозной вокальной техникой. Сначала исполняла партии в операх Россини и Беллини. Новый виток в карьере молодой певицы случился благодаря Михаилу Ивановичу Глинке. Он выбрал ее для исполнения одной из главных ролей в своей первой опере — «Жизнь за царя». В ней Воробьева спела партию Вани. Опера стала невероятно популярной, а артистка покорила публику. Некоторые следующие произведения Глинка писал специально для Воробьевой.
Но карьера певицы оказалась недолгой. Она исполняла также и мужские партии, в результате чего сорвала голос и вынуждена была оставить сцену.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».