«Пиковая дама»

19 декабря 2019
19 декабря 1890 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама». Бессмертному произведению на этот же сюжет предшествовала опера малоизвестного французского композитора Галеви и оперетта Франца Зуппе.
Изначально Петр Ильич не хотел писать «Пиковую даму». Но вскоре за либретто взялся его брат, Модест, и работа над постановкой заинтересовала Чайковского. Произведение он сочинил во Флоренции за очень короткий срок.
Сюжет либретто во многом отличается от книги. Действие перенесли в 18-й век. Благодаря этому в либретто включили стихи русских поэтов того периода — Жуковского, Державина, Батюшкова. Изменены социальное положение, характер и мотивы поступков главных героев. Чайковский относился к ним по-особому: «Герман не был для меня только предлогом писать ту или иную музыку, а все время настоящим живым человеком, притом очень мне симпатичным <…> Пиковую даму я писал именно с любовью». Композитор настоял, чтобы в оперу добавили отдельную часть, посвященную судьбе Лизы. Публика приняла постановку с восторгом.
Человек, который открыл миру наследие малоизвестных барочных композиторов — клавесинист, дирижёр и педагог Уильям Кристи родился 19 декабря 1944 года. Он блестяще окончил Гарвардский и Йельский университеты. Но громко заявил о себе много лет спустя и на другом континенте.
Молодой дирижёр сумел найти своё место во Франции. Его завораживала старинная придворная музыка. С энтузиазмом Кристи изучал эпоху барокко — и обнаружил много забытых сочинений и композиторов.
Кристи создал коллектив «Цветущие искусства». Ансамбль выступал по всей Европе с интерпретациями забытых барочных произведений и сразу привлёк к себе внимание. Международную известность Уильям Кристи и его ансамбль получили, исполнив оперу «Атис» Жана-Батиста Люлли. И сейчас, почти 40 лет спустя, «Цветущие искусства» считается одним из лучших коллективов, которые исполняют старинную музыку.
Уильям Кристи воспитал целое поколение музыкантов. В 2002 году появился проект «Сад голосов». Эта вокальная академия раз в два года набирает учеников со всего света.
Французская звезда, Эдит Пиаф родилась 19 декабря 1915 года. Она познала любовь миллионов поклонников и при этом была одинока. «Публика втягивает тебя в свои объятия, открывает сердце и поглощает тебя целиком. Потом в гаснущем свете зала ты слышишь шум уходящих шагов. <…> тебе хорошо. А затем — улицы, мрак, сердцу становится холодно, ты одна».
Детство Эдит было нелегким. Она родилась прямо под открытым небом на парижской улице. Детство прошло не с родителями-циркачами, а с бабушкой. В школе девочка не училась. С девяти лет зарабатывала деньги пением на улице. Выступала сначала с отцом-акробатом, затем — вместе со сводной сестрой. Однажды девушку случайно услышал владелец кабаре «Жернис» — Луи Лепле. Так Эдит оказалась на сцене, исполняя задорные песни. Лепле придумал ей сценическое имя — «Пиаф», то есть «воробышек». Эдит нравилась публике, девушка становилась известной. Внезапно все оборвалось — Лепле убили. Карьера Пиаф могла бы завершиться, но в ее судьбе появился поэт Раймон Ассо. Вместе они написали лучшие песни, тогда же окончательно сложился сценический образ Пиаф. По выражению журналистов, «родилась великая звезда Франции». Тяжелые личные потери и автокатастрофа привели Пиаф к серьезным проблемам со здоровьем и наркотической зависимости. За год до смерти, в 1962 году, на глазах у всего Парижа Эдит Пиаф пела на Эйфелевой башне.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».