Вечер с трио: Франц Шуберт
24 января 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В нынешнем выпуске передачи мы все еще остаемся на концерте, который состоялся 23 октября в Камерном зале Московской филармонии. В программе звучит музыка Шуберта, а пианист Юрий Мартынов рассказывает о том, чем мастерство концертмейстера отличается от камерного ансамбля, и почему не всякого аккомпаниатора можно назвать концертмейстером…
Юрий Мартынов: «В понятии пианистов, концертмейстер это в первую очередь человек, который работает с оперными певцами. А это совсем другая специальность — чрезвычайно трудная, которая изучается отдельно и требует особых профессиональных навыков.
Часто концертмейстером нарекают музыканта, которого правильнее было бы называть аккомпаниатором. Потому что применительно к пианисту термин «концертмейстер» не совсем корректен. Всё-таки исторически концертмейстер — то, что по-итальянски именуется «maestro di concerto» — это был человек, который выполнял функции, близкие к сегодняшним дирижерским. Как правило, эту роль выполняла первая скрипка в оркестре. В то время это мог быть и клавесинист, однако тогда его функции сводились не к аккомпанементу, а к организации музыкального процесса.
Сейчас концертмейстером называют либо пианиста, который выполняет роль аккомпаниатора, либо репетитора оперного певца. В последнем случае он должен досконально знать всю оперную партитуру, подавать реплики за весь состав, который, разумеется, на репетиции отсутствует, учить певца петь и так далее. Словом, это очень сложная работа, но как раз наименьшая ее часть является поверхностью айсберга: на сцене эти люди могут вообще никогда не появляться. Другое дело, что есть концертмейстеры, которых мы знаем, потому что они выступали со своими оперными артистами. Такими были Евгений Шендерович и Важа Чачава. Но помимо работы с певцом, они обладали совершенным мастерством камерного ансамбля.
По сути то, что сегодня называют концертмейстерством, это и есть камерный ансамбль. Иными словами взаимодействие двух и более музыкальных пластов, которые нужно скоординировать вместе…»
В программе звучит Сонатина ре мажор Франца Шуберта (переложение Х.Л.Хёрша), а также Серенада из цикла «Лебединая песня» (переложение Теобальда Бема). Исполняют — Мария Федотова (флейта) и Юрий Мартынов (хаммерклавир, фортепиано).