Концерт камерной музыки: романсы Рахманинова
10 января 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В программе «Концертмейстер. Мастер концерта» продолжается специальная серия концертных встреч в Камерном зале Московской филармонии, где известные музыканты не только создают прекрасные ансамбли, но и размышляют об искусстве играть вместе. Нынешняя передача посвящена вокальной лирике Сергея Рахманинова. Исполнители — Ольга Полторацкая (сопрано), Татьяна Федосеева (фортепиано), Алексей Лундин (скрипка) и Феликс Коробов (виолончель).
В программе звучат Шесть романсов на стихи поэтов Серебряного века, соч. 38, в переложении для голоса, фортепиано, скрипки и виолончели Виктора Полторацкого.
Феликс Коробов: «Уже более пятнадцати лет я работаю дирижером в оперном театре, и надеюсь, за это время полностью изжил слово „аккомпанемент“ из употребления. Существуют только ансамбль, музыка и особые чувства, которые работают вместе. Тогда не нужно объяснять человеку громче или тише; если мы настроены на одну волну, то мы делаем общее дело и одинаково звучим. Это всё делается ушами и теми профессиональными навыками, которые даются еще в музыкальной школе и консерватории. Дело в том, что аккомпаниатор и концертмейстер — это две большие разницы. Даже в переводе с немецкого языка слово „konzertmeister“ означает „мастер концерта“ — иными словами человек, который выходит на сцену концертировать. А аккомпаниатор — это что-то близкое к тапёрству и старому балетному классу…»
Ольга Полторацкая: «Камерный концерт — это тоже в чём-то театр, но сложнее: здесь нельзя спрятаться за костюмы и грим, а нужно передать все то, что композитор рассказывает в большом произведении. Это ещё и постоянная смена настроения: то пейзаж, то обращение, то диалог; и всё нужно обязательно показать. Я считаю, что мы, певцы, обязаны это отыгрывать, как в театре — будучи здесь на сцене. Без концертмейстеров мы просто не можем существовать. Что мы без концертмейстеров — песня a capella русская народная, вот и всё! А остальное — это наши дорогие помощники концертмейстеры, которые создают замечательную атмосферу, подводят не только нас, но и слушателей к тому, чтобы как можно лучше донести всё то, что мы хотим рассказать…»