Мария Бер: «Большую часть времени со своими студентами я занимаюсь внутренней работой…»

  • 29 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В повторной беседе с Лилией Виноградовой старейший концертмейстер и профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Мария Наумовна Бер рассказывает о своем преподавательском методе. Что играть, кого слушать, на что обращать внимание в работе — на эти и многие другие вопросы она отвечает в программе…
Мария Бер: «В моем понимании мастер концерта — этот не тот, кто вышел и виртуозно сыграл, а тот, кто изначально создает образ того, что видит глазами в нотах музыкального произведения. Может быть, именно поэтому у меня никогда не было ощущения вторичности своего положения. Это происходит только тогда, когда внешний мир указывает тебе на твое место: например, когда объявляется вокальное сочинение, его исполнитель — певец, а фамилия пианиста не называется — она просто выпадает из исполнения. В таких ситуациях иногда испытываешь некоторое чувство обиды. Но в процессе работы я всегда себя ощущала за роялем кем-то наподобие демиурга, потому что точно знала — как я сыграю, так они и споют. И должна сказать, что они никогда не отказывали мне в этой моей позиции…»
«Любого студента на каждом уроке можно приподнять хотя бы чуть-чуть по сравнению с тем, с чем он пришел к тебе изначально. Более того — через сорок пять минут он должен уйти с осознанием того, что он что-то сумел», — убеждена Мария Наумовна Бер.
По мнению пианистки, невозможно хорошо петь о том, смысла чего не понимаешь. Поэтому со всеми своими учениками Мария Наумовна начинает не с разучивания нотного материала, а с чтения текста. Но не стоит ожидать дальнейшего прогресса, если не заниматься постоянным расширением кругозора. Поэтому чтение классической литературы, походы в театр и знакомство с современной музыкой — неотъемлемые составляющие образовательной концепции Марии Наумовны Бер.
В числе вокальной лирики, которую Мария Наумовна предлагает к изучению своим студентам — редко исполняемые романсы Даргомыжского, Танеева, Римского-Корсакова, вокальные циклы советских и российских композиторов — Кирилла Молчанова, Микаэла Таривердиева, Марка Минкова. Среди раритетов профессора — романсы Николая Метнера, вокальная сказка «Гадкий утёнок» Сергея Прокофьева, «Четыре строгих напева» Йоганнеса Брамса, цикл песен на стихи Матильды Везендонк Рихарда Вагнера, «стихотворения для голоса и фортепиано» австрийского классика Хуго Вольфа и другие редкости камерного репертуара, которые нечасто можно услышать на российской сцене.
В программе звучат избранные записи из личной фонотеки Марии Наумовны Бер.

Последние выпуски программы

Левон Оганезов: «Мы — работники невидимого фронта…»

Серию передач, посвященную юбилейному концерту Российской Гильдии пианистов-концертмейстеров завершают выступления молодых музыкантов, а зажигательный Левон Оганезов рассказывает о том почему с баритонами работать приятней всего…

Концертмейстеры приглашают!..

Мы вновь возвращаемся в Камерный зал Московской филармонии на праздничный концерт к 10-летию Российской Гильдии пианистов-концертмейстеров...

Юбилейный концерт Гильдии пианистов-концертмейстеров

В Камерном зале Московской филармонии состоялся концерт, приуроченный к 10-летию со дня основания Российской гильдии пианистов-концертмейстеров. С самыми яркими номерами перед гостями вечера выступили члены Гильдии и их солисты...