Мария и Ольга Бер: «Наша профессия априори творческая…»

15 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
О ликах пианизма и концертмейстерского искусства Лилия Виноградова беседует с исполнительным директором Российской гильдии пианистов-концертмейстеров — пианисткой и педагогом Ольгой Бер и ее мамой — профессором РАМ им. Гнесиных Марией Наумовной Бер…
В нынешнем году исполняется пятьдесят лет, как Мария Наумовна Бер начала работать концертмейстером в вокальном классе. «Это оказалась фантастическая любовь всей моей жизни, которая не угасает до сих пор, и, как ни странно, расцветает все больше с каждым днем», — признается пианистка.
За плечами Марии Наумовны сорок лет концертмейстерской практики с вокалистами и двадцать два года преподавательской деятельности — сначала концертмейстерского мастерства и затем камерного пения в вокальном классе.
Свою любовь к камерному пению Мария Наумовна объясняет своей давней увлеченностью театром: «В процессе создания романса я нашла возможность воплотить все свои артистические интересы», — замечает пианистка.
Дипломант всероссийских и международных конкурсов Ольга Бер выбрала путь, отличный от маминого. Она начала преподавать, будучи еще студенткой Государственной классической Академии им. Маймонида. Но благодаря широте музыкальных интересов, не остановилась на работе с вокалистами и в разное время была концертмейстером в хоре, ансамбле народных инструментов, инструментальных классах.
«Профессия концертмейстера предоставляет для пианиста наиболее широкий спектр возможностей самореализации, — отмечает Ольга. — Другое дело, что вопрос трудоустройства для пианистов, даже самых хороших, стоит всегда весьма остро. Если пианист морально не готов играть с кем-то и для кого-то — спуститься на ступеньку ниже своих достижений, то это бывает довольно трагический момент. Возможностей на самом деле много: кто-то уезжает на дальнейшую учебу за границу, другие остаются в России и поступают в аспирантуру, но ничто из этого не гарантирует желанную занятость в будущем. С этой точки зрения работа в различных ансамблях — всё-таки определенный выход из ситуации. Дело в том, что наша профессия априори творческая, и многое зависит в первую очередь от самого человека. Придумывай, создавай, реализуй — этого за тебя никто делать не будет», — заключает пианистка.
В настоящее время Ольга Бер — концертмейстер Московской государственной консерватории и преподаватель концертмейстерского мастерства Музыкального колледжа при консерватории. Однако главным своим детищем она считает Гильдию пианистов-концертмейстеров России, которую вместе с Марией Баранкиной создала в 2003 году. Неудивительно, что бессменным экспертом ежегодной Школы концертмейстерского мастерства, проводимой Гильдией, является Мария Наумовна Бер, которая всецело поддерживает большие начинания дочери.

Последние выпуски программы

Левон Оганезов: «Мы — работники невидимого фронта…»

Серию передач, посвященную юбилейному концерту Российской Гильдии пианистов-концертмейстеров завершают выступления молодых музыкантов, а зажигательный Левон Оганезов рассказывает о том почему с баритонами работать приятней всего…

Концертмейстеры приглашают!..

Мы вновь возвращаемся в Камерный зал Московской филармонии на праздничный концерт к 10-летию Российской Гильдии пианистов-концертмейстеров...

Юбилейный концерт Гильдии пианистов-концертмейстеров

В Камерном зале Московской филармонии состоялся концерт, приуроченный к 10-летию со дня основания Российской гильдии пианистов-концертмейстеров. С самыми яркими номерами перед гостями вечера выступили члены Гильдии и их солисты...