Александр Майкапар: «Ансамблевое музицирование сродни культурной беседе…»
1 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Нуждается ли профессия концертмейстера в реабилитации? На этот ключевой вопрос программы «Концертмейстер. Мастер концерта» отвечает мастер ансамблевого музицирования — известный клавесинист, органист, пианист и музыковед Александр Евгеньевич Майкапар…
Масштаб деятельности Александра Майкапара поистине огромен. Он не только известнейший музыкант, который исполнил и записал полное собрание клавесинных произведений Баха, но также замечательный переводчик, блистательный публицист и эссеист, автор научных трудов по музыке и искусству, великолепный рассказчик, комментатор и ведущий музыкальных передач на русской службе Би-Би-Си. Кроме того имя Александра Майкапара неразрывно связано с личностью его знаменитого деда — русского пианиста, композитора и музыкального писателя Самуила Майкапара, автора целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества, большинство которых поныне входит в учебный репертуар начинающих пианистов («Бирюльки», «Театр марионеток» и др.).
Свою особую любовь к ансамблевому музицированию Александр Майкапар объясняет в том числе и генетикой: «Мой дед, который получил мировое признание как автор детских пьес, был помимо всего прочего замечательным пианистом. Вместе с моей бабушкой[1], которая была певицей, они гастролировали в Европе, и он ей нередко аккомпанировал в концертах», — рассказывает музыкант.
Размышляя о природе ансамблевого исполнительства, Александр Майкапар замечает:
«Камерное музицирование — это полный аналог культурной беседы. Причем я подчеркиваю, что речь здесь идет именно о культурной беседе. Не всякая беседа бывает культурной. Когда один говорит, а другие просто слушают — это уже нельзя назвать беседой: это может быть урок, лекция, информационное сообщение, но только не беседа. Беседа — это такое действо, где все участники имеют возможность не только высказаться, но и быть выслушанными. Так вот, на мой взгляд, камерное музицирование очень напоминает такую беседу — своего рода „sacra conversazione“. В итальянской живописи эпохи Возрождения есть целый жанр — „священное собеседование“. На этих картинах, как правило, изображены различные святые, но, глядя на них, никто и никогда не задается вопросом — кто главнее…»