Андрей Золотов: «Свиридов обожал своих певцов…»
11 октября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
И вновь в гостях у Лилии Виноградовой — известный искусствовед, художественный и музыкальный критик, заслуженный деятель искусств России — Андрей Андреевич Золотов. Беседа посвящена теме: Георгий Свиридов — пианист и концертмейстер…
Вокальная музыка в творчестве крупнейшего русского композитора Георгия Васильевича Свиридова занимает совершенно особое место. По свидетельствам очевидцев, композитор, обладавший виртуозной пианистической техникой, был одним из лучших исполнителей собственных сочинений на рояле. Работать с певцами Свиридов предпочитал сам, добиваясь совершенного результата исполнения своей музыки. Этот трудоемкий творческий процесс отличала не только высокая требовательность композитора, но и колоссальная симпатия, которую он испытывал к артистам. С любимыми исполнителями своих произведений Свиридов сотрудничал десятилетиями, и контакты с ними пронес через всю жизнь. Подлинные шедевры свиридовской музыки сложились в выдающихся ансамблях композитора с Евгением Нестеренко, Еленой Образцовой, Ириной Архиповой, Александром Ведерниковым, Дмитрием Хворостовским.
В программе «Концертмейстер. Мастер концерта» на радио «Орфей» выдающийся искусствовед и музыкальный критик, кинодраматург, автор фильмов о Георгии Свиридове Андрей Андреевич Золотов делится личными воспоминаниями о том, как великий композитор работал с певцами. Дружба с Георгием Свиридовым связывала его на протяжении сорока лет…
Андрей Золотов: «Свиридов с невероятным чаянием, большим нервом и колоссальной любовью к артисту пестовал со своими певцами произнесение слова. Сам играл на рояле потрясающе! Нина Львовна Дорлиак, побывав однажды на его концерте, сказала: „Мне не с кем его сравнить — разве что со Славой“, подразумевая самого Рихтера. Его игру отличала поразительная выразительность. Когда он аккомпанировал певцам Мусоргского, Бородина или Глинку, в этом ощущалась не только его любовь к этим авторам, но и личное понимание их музыки. Таким образом он идентифицировал себя с ними как творец. Его дар перевоплощения был столь велик, что, не зная, можно было подумать, что играет сам Мусоргский или Глинка…»