Александр Бондурянский: «В ансамбле не бывает обязательного лидерства…»
12 июля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Этого пианиста хорошо знают любители камерно-инструментальной музыки. Бессменный участник «Московского трио», он уже много лет выступает в составе прославленного коллектива, завоевавшего широкую популярность и у нас в стране и за рубежом. Встречайте, в гостях у Лилии Виноградовой — профессор Московской консерватории Александр Бондурянский…
Опытный знаток ансамблевого музицирования, в программе Александр Зиновьевич размышляет о различии художественных задач концертмейстера, выступающего с солистом и в ансамбле.
Александр Бондурянский: «Разница, безусловно, существует, но грань между этими специальностями чрезвычайно тонка. И сказать, где заканчивается концертмейстерское искусство и начинается ансамблевое, однозначно нельзя. Речь скорее идет о роли исполнителей в осуществлении некой общей художественной задачи, которая перед ними стоит. Когда ты аккомпанируешь солисту — певцу или инструменталисту, то главная роль, безусловно, принадлежит ему, и задача концертмейстера в данном случае — создать максимально комфортные условия для реализации художественного замысла солистом — помочь ему в этом, обеспечить максимальное тембровое и художественное насыщение, прийти к общему решению образа. При этом необходимо осознавать, что роль концертмейстера является здесь соподчиненной. Когда речь идет о камерном ансамбле (я волею судеб занимаюсь и тем и другим), то действует совершенно иной принцип: по своему опыту могу сказать, что в ансамбле не бывает обязательного лидерства — ни формального, ни художественного. Здесь вступают в силу иные законы, и каждый из исполнителей выкладывается на алтарь общего результата…»
Беседа посвящена патриархам отечественной школы камерного ансамбля и современным тенденциям международного музыкального рынка. Также поговорим о том, почему обремененный сверхзадачами, концертмейстер в нашей стране остается статусно недооцененным…