Жизнеутверждающий танец Нинель Кургапкиной
20 октября 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Она была ярчайшей звездой в поколении балерин после войны…». В цикле программ «Балет FM» Илзе Лиепа рассказывает о блистательной балерине Кировского театра Нинель Александровне Кургапкиной…
Она блистала в те времена, когда на сцене Кировского театра танцевали удивительные балерины, одна лучше другой: Наталья Дудинская, Ирина Колпакова, Алла Осипенко, Наталья Макарова, Алла Сизова, Габриэла Комлева, Ольга Моисеева. И в этом потрясающем соцветии Нинель Кургапкина не терялась: она была самобытной, «земной», и очень радостной, а спектакли с её участием всегда становились настоящим праздником.
Кургапкина выходила на сцену тридцать три балетных сезона, и все эти годы она была бессменно хороша в своих ролях, никогда не снижала виртуозности и не теряла своей жизнеутверждающей силы. Она отличалась тем, что могла подготовить любой спектакль невероятно быстро, пусть даже это была очень сложная партия. Ее сценические партнеры любили танцевать с ней и говорили о ней «удобная». Это означает, что балерина сама стоит на своих ногах, и её нужно лишь слегка поддерживать. Нинель Кургапкина танцевала с Борисом Брегвадзе, Игорем Уксусниковым, именно она вводила в первые спектакли юного Михаила Барышникова. А уж что говорить о ее дружбе и работе с Рудольфом Нуриевым. Они были большими друзьями, и, пожалуй, их общение оборвала только смерть Нуриева. Именно Кургапкина помогала Рудику, как она его всегда называла, в постановке «Баядерки, его последнего спектакля на сцене Опера Гарнье. А став педагогом, она воспитала целую плеяду балерин, „своих девочек“, среди которых — Жанна Аюпова, Ульяна Лопаткина и прима балета Джона Ноймайера Анна Поликарпова.
Однако, несмотря на природную одаренность, чрезвычайную работоспособность и неунывающий характер, первые роли пришли к балерине не сразу. А еще до этого юной ученице хореографического училища довелось пережить войну, эвакуацию в Перми, потерю отца и брата, и неприятие высшего руководства…