Балетные миры Веры Красовской

30 июня 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа рассказывает о выдающемся историке балета, чьи искусствоведческие труды знамениты во всем мире — Вере Михайловне Красовской…
Илзе Лиепа: «Она была историком и критиком с мировым именем. Оставила огромное наследие прекрасных изданий, которыми раньше зачитывались не только те, кто интересовались или занимались балетом — эти книги просто читали, потому что написаны они безумно интересно. Верой Михайловной Красовской написаны книги о Вацлаве Нижинском, Анне Павловой, Наталье Макаровой, Михаиле Барышникове, Алле Осипенко и многих других. Казалось, что она знала о балете всё. Думаю, что еще долгое время тексты Красовской будут оставаться ключевыми для понимания истории балета и в особенности — истории русского балета. Можно сказать, что она была главной личностью такой науки, как балетоведение. Она смогла найти свой собственный язык в рассказе о балете; и язык этот очень романтичный. Сейчас, когда я рассказываю о Красовской, дома я читаю ее книгу „Анна Павлова“: какой это лёгкий, романтичный и при этом точный научный труд. Вспоминаю, как в детстве у меня была полка книг о балете, там были и книги Красовской. А когда только вышла ее работа о Нижинском, мой отец Марис Лиепа принес домой сразу несколько коробок этих книг. Он считал, что необходимо иметь запас книг дома; часто он их дарил. Дома остались книги Красовской, которые отец приобретал такими партиями. Я очень благодарна ему за это — поистине труды Веры Михайловны уникальны…»
Вера Красовская родилась в 1915 году в дворянской семье. Её отец был инженером-строителем и историком архитектуры; дома, построенные в Петербурге по его проектам, стоят до сих пор. Мать, настоящая петербургская барышня, была дочерью тульского губернатора Зиновьева. Семейное предание гласит, что ребенком она сиживала на коленях у самого Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне, а один из ее предков был личным наставником юного Михаила Юрьевича Лермонтова в Московском пансионе. В детстве Красовская была хрупкой, невероятно изящной и гармоничной девочкой. Неудивительно, что родители, знавшие толк и ценившие искусство, решили отдать дочку в Петербургское (тогда — Ленинградское) хореографическое училище…

Последние выпуски программы

Примадонна Марго Фонтейн

Илзе Лиепа продолжает свой рассказ о легенде английского балета, первой среди балерин, непревзойдённой примадонны Ковент-Гардена, Марго Фонтейн.

Необыкновенная женщина — Марго Фонтейн

Первая передача о знаменитой прима-балерине лондонского Королевского балета, постоянной партнёрше Рудольфа Нуреева — Марго Фонтейн.

«Балетные композиторы». Цезарь Пуни

Цезарь Пуни — итальянский композитор балетной музыки, работавший в Милане, Париже, Лондоне и Санкт-Петербурге. Композитор превосходно знал специфику балетной драматургии, умел создать музыку, органично выражающую балетные образы.