Александр Годунов: премьер Большого
24 марта 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа продолжает свой рассказ об Александре Годунове. Нынешняя передача посвящена блистательному периоду жизни танцовщика, когда он становится ведущим солистом Большого театра, бессменным партнером Майи Плисецкой и любимцем Юрия Григоровича.
С самого начала он, казалось, бок о бок шёл с Михаилом Барышниковым: два этих удивительных танцовщика встретились в Риге и учились в одном классе Рижского хореографического училища. Потом оба почти одновременно стали премьерами двух главных театров страны: Барышников — Кировского в Ленинграде, Годунов — Большого театра в Москве. Такого Зигфрида советский балетный мир прежде еще никогда не видел. «Белокурый викинг», — говорили об Александре Годунове.
Илзе Лиепа: «Как-то он в классике зазвучал невероятно современно. Я бы сказала, что он стал мостиком между поколениями, потому что в то время в театре еще продолжали танцевать блистательные звезды золотого периода. Но он уже другой — по всему: внешность, это и новая эстетика, новые подходы в прочтении ролей… Одним словом, он — другой. И его Зигфрид, и его Альберт, и прочие классические роли не похожи на то, что было раньше. Думаю, секрет заключался в том, что у него получалось эмоцию выражать той удивительной техникой, которая была ему подвластна. Его прыжки были не просто прыжками — высокими, мощными, они еще рассказывали зрителю и то, что он хотел передать в своем герое. Он умел наполнять свою выдающуюся технику выдающимся, присущим ему одному, темпераментом. И это было поистине потрясающе!..»
Незабываемыми стали его появления в балетах «Жизель» (Альберт), «Кармен-сюита» (Хозе), «Анна Каренина» (Вронский), «Гибель розы» (Юноша), «Спартак» (Спартак), «Иван Грозный» (Царь Иван), «Ромео и Джульетта» (Тибальд) и других. В 1977 году Александр Годунов получает Золотую медаль на Московском международном конкурсе артистов балета. Парижская академия вручает ему престижнейшую Премию Нижинского. В 1978 году он снимается у Леонида Квинихидзе в фильме-мюзикле «31 июня». Вместе с Майей Плисецкой они делают два фильма-балета — «Анна Каренина» и «Кармен-сюита». К тому времени Михаил Барышников становится «невозвращенцем», принимая приглашение American Ballet Theatre. Его слава гремит по всему миру и тяжёлым эхом отзывается в Советском Союзе. Александр Годунов, долгие годы клейменный «невыездным», тоже грезит о свободе и международном признании. В 1979 году он вслед за своим бывшим однокашником совершает нуриевский «прыжок к свободе», однако его приземление оказалось менее удачным…