Леонид Якобсон. Путь вопреки…
17 февраля 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа открывает рассказ о выдающемся советском балетмейстере, имя которого известно каждому профессионалу балета, а вот широкой публике — почти нет. Речь идет о первом постановщике балетов «Шурале» и «Спартак» — лауреате Сталинской премии Леониде Якобсоне.
Илзе Лиепа: «Леонид Якобсон — хореограф выдающийся и необыкновенный. Он стал открывателем нового стиля — своего собственного, ни на кого не похожего. В жизни ему удалось преодолеть множество преград: это и недоброжелательность со стороны властей и коллег, и нежелание других увидеть его талант в новом необычном прочтении хореографических миниатюр и спектаклей. Одним словом, его жизнь — это путь движения против течения. Якобсон всё время шёл и творил вопреки.
Его нет с нами уже более сорока лет, а наследие балетмейстера до сих пор живо; и обращаясь к его изумительному творчеству, понимаешь, что оно по-прежнему современно, интересно и способно открывать множество нового. По своему опыту могу сказать, что танцевать хореографию Леонида Якобсона очень и очень непросто. Когда-то в конце 60-х годов, уже в завершении своей творческой карьеры ему удалось создать в Ленинграде собственную труппу, которую он назвал «Хореографические миниатюры». Во многом это название подводило итог всего его творчества, потому что в миниатюре он был великолепен. В этой области ему не было равных: за маленькое количество сценического и музыкального времени Якобсону вместе со своими исполнителями удавалось прожить целую жизнь, а зрителю дать столько информации, что, увидев всего одну миниатюру, впечатление оставалось, будто ты посмотрел грандиозный спектакль.
Мне посчастливилось танцевать несколько миниатюр Якобсона, и это был замечательный незабываемый опыт. Я вспоминаю слова моего отца, который работал с балетмейстером; он говорил: «О-о, с Якобсоном работать было очень сложно, и безумно интересно, но очень сложно! Он так мучил твое тело, он требовал каких-то невероятных положений, совершенно, казалось бы, неестественных, но когда путем мучений и преодоления ты постигал этот рисунок, результат превосходил все ожидания». Быть может, именно то, что, входя в его хореографию, необходимо было преодолевать все эти мучения, в итоге создавало какой-то невероятный объем каждого исполнителя. Если кто-то сегодня из молодых попытается войти в хореографию Якобсона без мучений, то я боюсь, что там может не оказаться той глубины, которой достигали те артисты, которые работали непосредственно с мастером…»
Передача посвящена первым творческим успехам хореографа на балетной сцене, конфликту с Вагановой, переезду в Москву и постановке балета «Шурале»…