«Пожирательница гениев» — Мизиа Серт
20 января 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Нынешнюю передачу Илзе Лиепа посвящает женщине, которая не была ни балериной, ни хореографом. Однако без ее участия невозможно себе представить множество триумфов и премьер «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева. Речь идет о знаменитой музе и покровительнице поэтов, живописцев и музыкантов — Мизии Серт.
Её по-настоящему можно было бы назвать музой проектов Дягилева. С момента их знакомства он неизменно входил в круг ее ближайших друзей, наряду с Коко Шанель, Равелем и Стравинским. Именно она провожала Дягилева в последний путь. На протяжении многих лет она не только вдохновляла его, но и поддерживала финансово. И, может быть, своей неординарной судьбой Мизиа Серт вписала свое имя в историю легендарных «Русских сезонов».
Она была обворожительной красавицей, но прежде всего ее отличал необыкновенный вкус во всем, что касалось искусства. Видимо, с Дягилевым её роднил еще и редкий дар — распознавать талант, там, где другие его даже не предполагали. Недаром, едва попав в богемные круги, её тут же нарекли «пожирательницей гениев».
Итак, в 1909 году Дягилев привез в Париж свои первые «Сезоны», в числе которых была опера «Борис Годунов» с незабываемым Фёдором Ивановичем Шаляпиным. Спектакль произвел на Мизию ошеломляющее впечатление. Впоследствии в своих воспоминаниях она писала:
«Парижане не были готовы к восприятию русской оперы. Зал был далеко не полон. Я же воспылала такой страстью, что не пропускала ни одного спектакля. Я приказала купить оставшиеся билеты на все представления оперы. Таким образом, все кресла были проданы. Я пригласила друзей в большую ложу, и все места были заняты. Тогда, потрясенная, я проскользнула на галёрку и до конца просидела на ступеньке. Мизансцены, декорации, костюмы — всё было великолепно. Тогда же я впервые увидела его — Дягилева…»
О необыкновенной жизни Мизии Серт и ее эпохальном знакомстве с великим русским импресарио, в своей авторской программе рассказывает Илзе Лиепа…