Балеты Иветт Шовире
16 декабря 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа завершает свой рассказ о великой балерине французского балета обзором наиболее значительных партий в ее сценической карьере. В каждую свою роль Иветт Шовире вносила необыкновенную индивидуальность и красоту, но самое главное — это присущее ей благородство во всем, что бы она ни танцевала, будь то крестьянская девушка Жизель или королева лебедей Одетта…
Но не нужно думать, что жизнь самой титулованной балерины «Гранд Опера» была абсолютно безоблачной. Несколько раз из-за разногласий с руководством балерина покидала свой обожаемый театр. Она отмечала: «Мои ссоры с „Гранд Опера“ походили на ссоры влюбленных. Я ужасно страдала всякий раз, когда моя „Опера“ оказывалась не такой, какой бы мне хотелось; я это высказывала, и мы ссорились».
Но, конечно, ей было трудно без своего любимого дома, олицетворением которого она оставалась на протяжении тридцати семи лет. В результате именно ее облик стал основополагающим стилем этой труппы на многие годы. Она тяжело переживала уход из театра Сержа Лифаря, для которого была бессменной музой. А всего за свою жизнь она станцевала шестнадцать балетов Лифаря. Самые знаменитые из этих спектаклей — «Миражи» и «Сюита в белом», который до сих пор живет на сцене Парижской оперы.
Еще один русский эмигрант Виктор Гзовский поставил специально для Иветт Шовире знаменитое «Гранд-па» на музыку Обера, в котором балерина прославилась виртуозным исполнением сложнейшей «диагонали» на одной ножке. Сегодня ни одна конкурсная программа не обходится без этого замысловатого номера.
Одна из величайших балерин XX века несколько раз приезжала с гастролями в Советский Союз. Впервые труппа «Гранд Опера» во главе со своей примой посетила Москву в конце 50-х годов, и это без сомнений был личный триумф Иветт Шовире. Впоследствии артистка еще неоднократно возвращалась в Россию, всякий раз вызывая баснословный успех у публики.
Свой последний спектакль в «Гранд Опера» Иветт Шовире станцевала в ноябре 1972 года, и это была любимая «Жизель», которую она совершенствовал всю свою сценическую жизнь. После того, как она оставила сцену, балерина преподавала в Парижской опере и с удовольствием занималась с «этуалями», специально для работы с которыми ее приглашали.
Истинная француженка с непостижимым шармом, Иветт Шовире всегда оставалась безупречно деликатной и чрезвычайно замкнутой во всем, что касалось ее жизни вне сцены и профессии. Она никогда не давала интервью, не рассказывала о том, что происходило в ее личной жизни. Единственное, что она подарила своей публике — это небольшую книгу воспоминаний, которую назвала «Я — балерина», увидевшую свет в 1977 году.
С конца 80-х годов в «Гранд Опера» регулярно проходят торжественные гала, чествующие непревзойденную Иветт Шовире. Последний из них — в 2012 году, по случаю 95-летнего юбилея артистки — впервые прошел без присутствия легендарной балерины. Но появление Иветт Шовире даже на киноплёнке приветствовали бурной овацией стоя…