Иветт Шовире — «этуаль» французского балета
9 декабря 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа открывает рассказ о легендарной французской балерине — несравненной «этуаль» и многолетней приме Парижской оперы Иветт Шовире…
Она начала свою танцевальную карьеру в 1933 году и первую большую известность получила в постановках знаменитой звезды дягилевских сезонов Сержа Лифаря, возглавившего к тому времени балетную труппу «Гранд-Опера». Почувствовав новую пластику, предлагаемую Лифарем, Иветт Шовире заняла место примадонны в его спектаклях. Впоследствии о ней скажут, как о балерине, «сотворенной Лифарем».
В 1941 году она достигла высшего звания французского балета, став одной из самых заметных «этуаль» послевоенной эпохи. В своей книге балетный критик Вадим Гаевский пишет: «Как художник, как личность, Иветт Шовире — явление французского театра 40-50-х годов. Она преобразила традиционный исполнительский стиль. Блеск виртуозности она дополнила драматической патетикой жеста. Она внесла в балет интеллектуальную проблематику середины века. И она же вернула балету переживание, придав дистиллированному неоклассицизму Сержа Лифаря сладость и горечь французской мелодрамы».
Главной партией и сценическим талисманом в карьере великой балерины стала роль Жизель, где ее Альбертами в разное время были выдающиеся танцовщики балета — Эрик Брун, Мишель Рено, Юрий Алгаров, Рудольф Нуриев, Марис Лиепа.
Впечатления об Иветт Шовире в семье Лиепа овеяны личными воспоминаниями и встречами с выдающейся балериной.
«Мне посчастливилось встречаться с мадам Шовире в Париже, — рассказывает Илзе Лиепа. — Это был концерт звезд русского балета на сцене зала ЮНЕСКО, в котором я танцевала „Умирающего лебедя“ в редакции Иветт Шовире. Мой отец считал эту версию одной из самых выдающихся. В отличие от того варианта, который танцевала Майя Плисецкая, „Лебедь“ Иветт Шовире очень трогателен. Во всей миниатюре — безупречная концепция и драматургия: всё понятно, всё очень просто, но вместе с тем и очень наполнено. После концерта она подошла к нам — удивительная женщина, элегантно одетая, ее лицо было по-прежнему красиво и благородно. Она танцевала с моим отцом в „Жизели“, видела на сцене Андриса. В тот день мне было чрезвычайно приятно получить ее милостивую оценку моего выступления…»