Балет для детей

3 июня 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В очередном выпуске программы Илзе Лиепа рассказывает радиослушателям о балетах, созданных специально для детей.
Размышляя о детских спектаклях, на ум в первую очередь приходят такие названия, как «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Золушка», «Коппелия».
«Однако насколько в действительности можно судить о том, что они адресованы детям?», — задается вопросом ведущая.
«Несмотря на то, — продолжает Илзе Лиепа, — что эти красочные балеты на сказочные сюжеты оценит по достоинству каждый, тем не менее, все они изначально создавались композиторами и постановщиками, как балеты для взрослых».
Сегодня, безусловно, во всех крупнейших театрах предусмотрен репертуар для детей — это не только модно, но и чрезвычайно востребовано. А что нам по этому поводу рассказывает история? Когда впервые начали ставить детские спектакли на музыкальной сцене? И существуют ли на свете всемирно известные балеты, посвященные самым маленьким?..
«Существуют!», — утверждает Илзе Лиепа и приглашает вас в увлекательный экскурс по истории детского балетного театра.
Еще в 30-е годы XIX столетия на сцене Большого был поставлен первый балет для детей «Хитрый мальчик и людоед» по мотивам сказки Шарля Перро «Мальчик с пальчик». А в середине XIX века из Петербурга в Москву перенесли спектакль, который прожил на сцене около ста лет — «Конёк-Горбунок, или Царь-девица» в хореографии Артура Сен-Леона на музыку Цезаря Пуни.
Впоследствии по следам этого спектакля в 1960 году появился легендарный балет Родиона Щедрина «Конёк-Горбунок», в котором Майя Плисецкая была непревзойденной Царь-девицей (постановщик — Александр Радунский). Больше Родион Щедрин детских балетов не писал, а «Конёк-Горбунок» еще неоднократно ставился на сцене в различных режиссерских редакциях. Одной из последних в 2009 году стала обсуждаемая постановка нашего современника Алексея Ратманского.
На сцене Большого театра запомнился еще один чрезвычайно популярный спектакль-долгожитель «Три толстяка» (1935 г.). Его создателями были — композитор Виктор Оранский и балетмейстер Игорь Моисеев, а в главной партии куклы Суок блистала Суламифь Михайловна Мессерер.
Говоря о детских спектаклях, невозможно пройти мимо одной традиции, которая сложилась в российском балете довольно давно — это балеты хореографического училища в которых танцуют сами воспитанники школы. В Москве такие спектакли идут на сцене Большого театра или Кремлевского дворца съездов.
В 1937 году силами учащихся Московского хореографического училища был поставлен первый детский балет на советскую тему «Аистенок», рассказывающий о дружбе Аистенка, пионеров и чернокожего мальчика. Спектакль на музыку Дмитрия Львовича Клебанова был создан в соавторстве молодых балетмейстеров Н. Попко, Л. Поспехина и А. Радунского, и впоследствии вошел в репертуар Большого театра.
С тех в постановках школы то и дело появлялись новые названия — «Цветик-Семицветик», «Грибники», «Семиклассница», «Волшебная флейта», Наш двор» и другие.
Среди российских детских балетов не менее примечательны и спектакли Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Среди них — «Снегурочка», «Золотой ключик», «Доктор Айболит».
70-е годы ХХ века были необычайно щедры на постановки детских балетов, однако самым ярким, до сих пор идущий с неизменным успехом, был балет «Чиполлино» по сказке Джани Родари на музыку Карена Хачатуряна. За постановку с энтузиазмом взялся киевский хореограф Генрих Майоров.
«Балет получился таким замечательным, что на него обратили внимание и Москва, и Ленинград, — вспоминает Илзе Лиепа. — Туда потянулись критики, балетмейстеры, артисты и, конечно, зрители. Спектаклю присвоили высшую награду — Государственную премию СССР, но само главное — „Чиполлино“ пригласили на постановку в Большой театр».
В «золотом» составе «Чиполлино» блистали первые артисты страны — Михаил Цивин (мальчик-луковка Чиполлино), Нина Сорокина (Редисочка), Андрей Петров (синьор Помидор), а в роли принца Лимона выходил Марис Лиепа.
Илзе Лиепа: «Все артисты куролесили на сцене как могли! Это можно было сравнить только с той атмосферой, которую пересказывают старые театралы, бывавшие на спектаклях первого МХАТа, когда юмору и подколкам не было конца. Этим они заводили друг друга и создавали какую-то неподдельную наэлектризованность спектакля. В наши дни балет „Чиполлино“ переехал на Новую сцену Большого театра, но по-прежнему зал на этом спектакле неизменно полон…»

Последние выпуски программы

Примадонна Марго Фонтейн

Илзе Лиепа продолжает свой рассказ о легенде английского балета, первой среди балерин, непревзойдённой примадонны Ковент-Гардена, Марго Фонтейн.

Необыкновенная женщина — Марго Фонтейн

Первая передача о знаменитой прима-балерине лондонского Королевского балета, постоянной партнёрше Рудольфа Нуреева — Марго Фонтейн.

«Балетные композиторы». Цезарь Пуни

Цезарь Пуни — итальянский композитор балетной музыки, работавший в Милане, Париже, Лондоне и Санкт-Петербурге. Композитор превосходно знал специфику балетной драматургии, умел создать музыку, органично выражающую балетные образы.