Бронислава Нижинская в балетах Михаила Фокина

13 мая 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа продолжает свой рассказ о балерине и хореографе, младшей сестре великого Вацлава Нижинского — Брониславе Нижинской. Вторая передача цикла посвящена годам юной артистки, проведенным в труппе Императорского Мариинского театра, увлечению новаторской хореографией Михаила Фокина и первым выступлениям в антрепризе Сергея Дягилева…
Илзе Лиепа: «После выпуска Бронислава Нижинская была зачислена в труппу Мариинского театра. Она была способной, техничной, хорошо схватывала движения, и очень быстро освоила кордебалетный репертуар: „Лебединое озеро“, „Баядерка“, „Пахита“, танцы в опере… Параллельно продолжала брать уроки у знаменитого педагога Энрико Чекетти. В кордебалете Бронислава выделялась своеобразной манерой танца: ее пластика была лишена полутонов и лирики, однако нельзя было сказать, что она была неженственна — она просто была другой. Балерину отличал огромный, как у брата, полетный прыжок и невероятная артистическая экспрессия.
После трех лет работы в кордебалете Бронислава, наконец, была переведена на следующую ступень — корифейки, позволяющей ей танцевать сольные вариации. Будучи человеком невероятно творческим, она довольно быстро поняла, что ей скучно и тесно в рамках классического балета. Она не хотела быть той классической балериной, которую в то время олицетворяла Анна Павлова. Ей хотелось чего-то другого — нового, и это новое она нашла в экспериментах Михаила Фокина, которого приняла сразу же и восторженно…»
В 1909 году Вацлав и Бронислава Нижинские приняли приглашение Сергея Дягилева и отправились с ним во Францию. Участие в «Русских сезонах» принесло Брониславе успех, хотя ее известность не шла ни в какое сравнение с феноменальной популярностью брата. В балетах Михаила Фокина Нижинская танцевала Бабочку в «Карнавале», Вакханку в «Нарциссе» и Уличную танцовщицу в «Петрушке».
Как и все участники дягилевской антрепризы, она оставалась артисткой Мариинского театра, но танцевала там всего три года. В 1911 году Бронислава демонстративно уволилась из труппы в знак протеста против увольнения Вацлава. Нижинский был выдворен из театра со скандалом, по приказу высочайших особ: выступая в балете «Жизель», он надел слишком откровенный облегающий костюм, шокировавший вдовствующую императрицу. Так русский балет лишился одного из лучших артистов, а Бронислава Нижинская впоследствии ставила свои спектакли где угодно, кроме России…

Последние выпуски программы

Примадонна Марго Фонтейн

Илзе Лиепа продолжает свой рассказ о легенде английского балета, первой среди балерин, непревзойдённой примадонны Ковент-Гардена, Марго Фонтейн.

Необыкновенная женщина — Марго Фонтейн

Первая передача о знаменитой прима-балерине лондонского Королевского балета, постоянной партнёрше Рудольфа Нуреева — Марго Фонтейн.

«Балетные композиторы». Цезарь Пуни

Цезарь Пуни — итальянский композитор балетной музыки, работавший в Милане, Париже, Лондоне и Санкт-Петербурге. Композитор превосходно знал специфику балетной драматургии, умел создать музыку, органично выражающую балетные образы.