Бронислава Нижинская. Первые шаги в балет

6 мая 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Она была младшей сестрой знаменитого танцовщика. Сколько могла — жила рядом с братом, намеренно или неумышленно держась в его тени. Но ее собственный балетмейстерский талант был не меньше… Илзе Лиепа открывает серию передач о Брониславе Нижинской.
Илзе Лиепа: «Бронислава Нижинская была младшим ребенком в семье танцовщиков из Польши — Томаша Нижинского и Элеоноры Береды. Родители учились в балетной школе при театре в Варшаве, затем начали работать в разных труппах, а познакомились они в России — в Одессе. Элеонора была старше Томаша на пять лет, вскоре они поженились. С тех пор началась их настоящая кочевая жизнь — они много ездили и танцевали с самыми разными балетными труппами. Их первый ребенок — Стасик — родился в Тифлисе. Второй — Ваца, тот самый незабвенный Вацлав Нижинский — появился на свет в Киеве. Прошло совсем немного времени — чуть больше года — после рождения Вацлава, когда Элеонора поняла, что вновь ждет ребенка. Для балетной артистки, ведущей кочевой образ жизни, это было потрясением: а будет ли она танцевать дальше, получать новые контракты — ведь артисты с детьми это всегда обременительно… Тем не менее, Элеонора решается родить третьего ребенка и вместе с тем принимает решение, как можно дольше выходить на сцену, чтобы не потерять контракт. И вот во время спектакля в Минске — это была опера Глинки „Жизнь за царя“ — в сцене Польского бала Элеонора выходит в Полонезе и понимает, что не может ступить ни шагу. Еще до конца спектакля все артисты в труппе узнали, что у Нижинских родилась девочка, которую впоследствии назвали Брониславой.
Как символична для нее будет опера «Жизнь за царя» — арию именно из этого спектакля она послушает, стоя за кулисами Мариинского театра, чтобы потом навсегда покинуть его, и больше никогда не вернуться…»
Бронислава Нижинская родилась в Минске 8 января 1891 года и была третьим ребенком в семье Томаша Нижинского и Элеоноры Береды. В 1902 году она поступила в Императорское театральное училище в Санкт-Петербурге, где училась танцевальному мастерству у известного педагога Энрико Чекетти. Окончив училище, в 1908 году Нижинская вошла в состав труппы Мариинского театра. Рецензенты отмечали силовой, «мужественный» характер ее манеры, свободной от декоративной сладкой «женственности» — и почти такой же, как у брата Вацлава, полетный прыжок. В упрек танцовщице Нижинской ставили блеклую внешность и неудовлетворительную — по канонам классического балета — фигуру…

Последние выпуски программы

Примадонна Марго Фонтейн

Илзе Лиепа продолжает свой рассказ о легенде английского балета, первой среди балерин, непревзойдённой примадонны Ковент-Гардена, Марго Фонтейн.

Необыкновенная женщина — Марго Фонтейн

Первая передача о знаменитой прима-балерине лондонского Королевского балета, постоянной партнёрше Рудольфа Нуреева — Марго Фонтейн.

«Балетные композиторы». Цезарь Пуни

Цезарь Пуни — итальянский композитор балетной музыки, работавший в Милане, Париже, Лондоне и Санкт-Петербурге. Композитор превосходно знал специфику балетной драматургии, умел создать музыку, органично выражающую балетные образы.