Итальянки в России: Карлотта Брианца и Пьерина Леньяни

15 апреля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа продолжает свой рассказ об итальянских балеринах на императорской балетной сцене, пленявших русскую публику своим уникальным мастерством на протяжении трех десятилетий…
В 1813 году театр «Ла Скала» открыл в Милане собственную балетную школу, которой руководил Карло Блазис — выдающийся теоретик и преподаватель балетного искусства. Именно при нем выпускницами миланской школы стали будущие европейские звезды первой величины Вирджиния Цукки, Пьерина Леньяни и Карлотта Брианца. Итальянки совершали одно победное турне за другим по лучшим театрам Европы. Они поражали публику отточенной техникой, и самые одаренные хореографы ставили для них танцы. Лучше всего удавались изящные вариации виртуозок Мариусу Петипа.
Итальянки прославились главными партиями именно в его балетах. Вирджиния Цукки блистала в балете «Дочь фараона». Карлотта Брианца стала первой исполнительницей роли Авроры в «Спящей красавице». В Санкт-Петербург она попала в 1887 году по приглашению частного антрепренера и первоначально выступала в театре «Аркадия», дебютировав в романтическом балете «Гарлемский тюльпан» Б. Шеля. Полюбившись публике, вскоре балерина была приглашена в Мариинский театр.
Илзе Лиепа: «Виртуозности Карлотте Брианце было не занимать. Может быть, она и уступала Вирджинии Цукки в актерской игре, но была миловидна, хороша собой и очень технична. В свое первое выступление на Мариинской сцене она всецело потрясла публику исполнением невиданных прежде элементов — двойными турами в воздухе. Такие тур-де-форс до сих пор делали только мужчины (да и то не все), а эта итальянка с легкостью исполняла два оборота в воздухе и буквально щеголяла этим! Публика, конечно, была восхищена!..»
3 января 1890 года Карлотта Брианца первой исполнила партию принцессы Авроры в балете П. И. Чайковского «Спящая красавица», поставленном Мариусом Петипа. Этим итальянская балерина навсегда вписала себя в историю русского балета.
Илзе Лиепа: «На новую танцовщицу с интересом смотрел Мариус Петипа — король и повелитель русского балета: все в танцевальном мире в эпоху властвования Петипа творилось под его острым глазом. Когда Карлотта Брианца присоединилась к труппе Императорского театра, Мариус Петипа как раз работал над балетом „Спящая красавица“ и, распределяя роли, главную отдал именно ей. Это был поистине звездный час балерины! Она покинула сцену через три года, но и после этого до конца жизни вспоминала это судьбоносное для всех участников премьеры событие…»
Пьерина Леньяни появилась в Мариинском театре, когда Цукки и Брианца его уже покинули. Ее пригласили для того, чтобы показать петербургской публике истинную виртуозность. Европейским зрителям нравились ее бравурность и безоглядная смелость в покорении самых замысловатых «па». К тому времени она действительно объездила всю Европу: танцевала в Риме, Париже, Лондоне, Брюсселе, Мадриде.
Леньяни была маленького роста, с мускулистыми ногами, драматическим талантом и изяществом не отличалась, но скачки через сцену на пальцах одной ноги, тройные пируэты и даже туры в воздухе, раньше доступные только мужчинам, преподносила как будто играючи.
С ее легкой руки (точнее бы — ноги) тридцать два фуэте надолго стали в балетном искусстве символом предельной виртуозности. Неудивительно, что с этим ошеломляющим каскадом туров балерина блистала в балете, увековечившем тридцать два фуэте — «Лебедином озере» Мариуса Петипа.
Илзе Лиепа: «Впервые Пьерина Леньяни исполнила тридцать два фуэте в балете „Золушка“. Да, действительно, непревзойденный трюк, и сегодня это хит любого спектакля! А тогда это было что-то невероятное — реакция публики была оглушительной! А Леньяни, словно шутя, тут же повторяла на „бис“ еще тридцать два фуэте, и вновь не сходя с места! От аплодисментов в воздухе стоял гул, труппа также устроила балерине бурную овацию за кулисами, а дирекция театра сразу же продлила с ней контракт! А какой переполох возник в балетной школе! Все ученицы, и старшие, и совсем юные, на следующий день пытались повторить тридцать два фуэте: в каждом углу они вертелись, падали, вновь вставали и продолжали тренироваться.
А Леньяни начала брать уроки у знаменитого педагога Христиана Иогансона, среди прославленных учениц которого была и Матильда Кшесинская. Спектакли шли один за другим: она танцевала в «Коппелии», «Коньке-Горбунке», «Корсаре», «Талисмане»… Но главной ее звездной ролью стала Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Впоследствии ее называли «настоящей королевой лебедей». Именно Леньяни мы обязаны рождением такого сложного сценического образа, когда одна балерина должна создать в один вечер две совершенно разные сущности: нежной, хрупкой, беззащитной Одетты и властной, коварной Одиллии.
Конечно, работая над постановкой, Мариус Петипа помнил о трюке, которым владела эта восхитительная балерина: он вставил тридцать два фуэте в знаменитое «чёрное» па-де-де, по сей день считающееся кульминацией образа Одиллии. После премьеры Пьерина Леньяни получила абсолютное признание и у публики, и у профессионалов, и в прессе — без преувеличения это был ее триумф!..»

Последние выпуски программы

Примадонна Марго Фонтейн

Илзе Лиепа продолжает свой рассказ о легенде английского балета, первой среди балерин, непревзойдённой примадонны Ковент-Гардена, Марго Фонтейн.

Необыкновенная женщина — Марго Фонтейн

Первая передача о знаменитой прима-балерине лондонского Королевского балета, постоянной партнёрше Рудольфа Нуреева — Марго Фонтейн.

«Балетные композиторы». Цезарь Пуни

Цезарь Пуни — итальянский композитор балетной музыки, работавший в Милане, Париже, Лондоне и Санкт-Петербурге. Композитор превосходно знал специфику балетной драматургии, умел создать музыку, органично выражающую балетные образы.