«Весна священная» — от скандала до триумфа
1 апреля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа продолжает свой рассказ о легендарном балете Игоря Федоровича Стравинского «Весна священная» в постановке труппы Сергея Дягилева, приуроченный к столетнему юбилею поворотного для всего мирового искусства спектакля…
Илзе Лиепа: «Итак, на роль Избранницы вместо ранее заявленной Брониславы Нижинской Дягилев предлагает Нижинскому Марию Пильц. Юная танцовщица была только что принята в труппу; хорошо сложенная, белокурая, зеленоглазая, но… воспитанная по классическим канонам танца. Все, что ей предлагал хореограф, было для нее не только революционным, но поистине невероятным. Николай Рерих — художник и соавтор либретто — в своих эскизах костюмов направлял балетмейстера на своеобразное пластическое решение. Так, персонажи на его эскизах стоят в угловатых позах, с носками, завернутыми внутрь, с поднятыми плечами, будто скованными судорогой. Тонкая натура Нижинского с воодушевлением подхватывала эти идеи и развивала дальше. Сто двадцать репетиций — рекордное количество — понадобилось Нижинскому для подготовки этого спектакля. Ему была также необходима помощь музыкального руководителя, который бы работал с кордебалетом. На тот момент даже профессиональные музыканты были не в состоянии воспринять новую фактуру музыки, предлагаемую Стравинским.
Юной балерине Марии Пильц было мучительно тяжело преодолевать этот хореографический материал. После премьеры она не могла даже пошевельнуться от перенапряжения — только слезы текли по ее загримированному лицу. Но для нее, как и для всех создателей балета, это был и миг славы…»
Но история «Весны священной» это не только художественный переворот в мире искусства, музыки и балетного театра, предтеча танца модерн и модернизма в мировой культуре. Это еще и история грандиозного по своим масштабам публичного скандала, возмущения и непонимания, и последующего за тем небывалого и стремительного восхождения к беспрецедентному триумфу.
Освистанный на парижской премьере в 1913 году, балет уже через год был с восторгом принят в том же Париже прогрессивной публикой.
О том, как это было — в эмоциях, красках и «живых» воспоминаниях очевидцев — рассказывает Илзе Лиепа…