Век «Весны священной»
25 марта 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Выпуск программы «Балет FM», посвящен «Весне Священной» Игоря Стравинского в постановке Вацлава Нижинского и Николая Рериха в труппе Сергея Дягилева.
Из истории создания балета:
Замысел «Весны священной» относится к началу 1910 года. В «Хронике моей жизни» Стравинский рассказывает: «Однажды, когда я дописывал в Петербурге последние страницы „Жар-птицы“, в воображении моем совершенно неожиданно, ибо думал я тогда совсем о другом, возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность. Это стало темой „Весны священной“. Должен сказать, что это видение произвело на меня сильное впечатление, и я тотчас же рассказал о нем моему приятелю, художнику Николаю Рериху, картины которого воскрешали славянское язычество. Его это привело в восторг, и мы стали работать вместе. В Париже я рассказал о своем замысле Дягилеву, который сразу же им увлекся. Последующие события, однако, задержали его осуществление».
Последующими событиями явились создание и постановка второго балета Стравинского. Лишь после премьеры «Петрушки» в июне 1911 года, вернувшись из Парижа в имение Устилуг, где композитор обычно проводил лето, он начал работу над взволновавшим его замыслом. Он встретился с Николаем Рерихом, вместе с которым еще весной 1910 года набросал первоначальный план балета. Художественному видению Рериха был свойствен пантеизм, излюбленной темой его творчества являлось единение древнего человека с природой. Работа шла быстро, увлеченно. Сценарий был закончен в имении княгини Тенишевой Талашкино, где Рерих, как и многие другие художники, поддерживаемые просвещенной меценаткой, проводил лето.
Хореография подробно обсуждалась с Вацлавом Нижинским, которого Дягилев рекомендовал Стравинскому в качестве постановщика. Нижинский, поистине гениальный танцовщик и актер, окончивший в 1907 году Петербургское балетное училище и начавший свою карьеру в Мариинском театре, с 1909 года был ведущим танцовщиком дягилевских Русских сезонов в Париже. Именно он воплотил главные роли в балетах Фокина «Видение розы», «Петрушка», «Карнавал», «Шехеразада», «Нарцисс и Эхо», «Дафнис и Хлоя». «Весна священная» стала одной из его первых постановок, в которой он решительно смел все каноны, в том числе сложившиеся и в фокинских балетах.
Экстремально новаторская партитура Стравинского, реализованная в не менее вызывающей постановке Вацлава Нижинского, «Весна священная» взломала прежние художественные стереотипы как в музыке, так и в хореографии.
Программы Илзе Лиепа на радио «Орфей» , посвященные столетнему юбилею легендарного балета, — это увлекательное погружение в темпераментную художественную атмосферу эпохи, когда грандиозный «Русский балет Сергея Дягилева» на заре восходящего модернизма будоражил всю прогрессивную Европу…