Авангардный театр Михаила Барышникова
4 марта 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Заключительная передача из юбилейного цикла к 65-летию одного из самых влиятельных танцовщиков современности, воспитанника русской балетной школы Михаила Барышникова посвящена многогранной и неуемной творческой деятельности артиста последних двадцати лет…
Сумев вовремя почувствовать момент, когда нужно окончить карьеру классического танцовщика, в конце 80-х Барышников возвращается в Американский балетный театр (ABT) в качестве художественного руководителя, сумев за короткий срок превратить разрозненное собрание балетных звёзд в одну из сильнейших трупп мира. Однако и здесь он не хочет укладываться в навязываемые ему рамки, и в 1990 году совместно с известным американским хореографом-модернистом Марком Моррисом создает студию современного танца под названием «White Oak Dance Project» (Танцевальный проект «Белый дуб»).
Оставив окончательно ABT, Барышников совершает уникальный поступок в истории балетного театра: он не просто покидает классический балет и на том завершает свою карьеру, но одновременно с этим открывает новый этап своего творческого развития, всецело посвящая себя исполнению танца-модерн. Постоянно работая в этом направлении, он становится артистом другой школы и принципиально иных эстетических идеалов.
В Америке, культуру которой он изучал и впитывал на протяжении многих лет, танец-модерн ценится не ниже классического балета. Именно здесь Барышников, который перетанцевал все стили хореографии XX века, нашел близкий ему современный пластический язык. Наделенный колоссальной интуицией, он понял, что будущее мирового балета — в сочетании различных видов танцевального искусства. Он не был первым на этом пути, но его деятельность в этом направлении во многом повлияла на судьбу всего американского балета.
Кроме танца, который всегда был для Барышникова делом всей жизни, он не раз успешно пробовал свои силы и в других интересных ему сферах. Среди прочего, он снялся в нескольких кинолентах («Белые ночи», «Поворотный пункт») в том числе и в популярном сериале «Секс в большом городе». За свои актерские достижения артист был номинирован на соискание столь почетных кинематографических наград, как «Оскар» и «Золотой глобус». Еще на заре своей жизни в США Михаил Барышников вместе с поэтом Иосифом Бродским открыли ресторан «Русский самовар», которому суждено было стать одним из главных центров русскоязычной культуры в Америке.
В начале 2000-х годов Барышников совершает ряд значительных поступков: распускает свою труппу «White Oak Dance Project» и начинает активно заниматься проектом создания Центра Искусств в Нью-Йорке. Параллельно с этим организовывается выставка его фоторабот. Одним из значительных событий этого же периода становится его выступление в спектакле «Запрещенное Рождество, или Доктор и пациент», где великий танцовщик играет драматическую роль.
Илзе Лиепа: «Все, что сегодня делает Михаил Барышников, продолжает оставаться чрезвычайно необычным и интересным. Его безудержная творческая деятельность не останавливается, и он по-прежнему способен нас удивлять! Сделав об этом уникальном артисте три программы, я продолжаю восхищаться его удивительной личностью! Мне кажется, что за эти программы я почувствовала всю цельность его натуры, серьезность и верность в служении правильным жизненным целям. Я очень рада, что до сих пор, в свои 65 лет, он молод, активен, интересен и по-прежнему недосягаем!..».