Михаил Барышников на Западе: рождение звезды

25 февраля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Продолжение юбилейного цикла передач к 65-летию всемирно известного танцовщика Михаила Барышникова. На этот раз Илзе Лиепа рассказывает о ленинградской жизни знаменитого артиста, его решении остаться на Западе и сенсационной зарубежной карьере за пределами СССР…
Вся советская балетная «карьера» Михаила Барышникова прошла в одном ленинградском театре — имени Кирова. За эти годы, с 1967 по 1974-й, он заставил говорить о себе как об одном из величайших танцовщиков в балетной истории. Он переиграл практически весь классический репертуар, но… Проблема для Барышникова как для гения, стремящегося максимально полно реализовать свои недюжинные способности, заключалась в том, что репертуар был слишком классический. Руководство советского балета вполне резонно полагало, что если классические постановки в их эталонном виде приносят мировой успех, то и не к чему в этом отношении что-то менять. А вот для Барышникова в очередной раз повторять то же, что делали его предшественники или делал он сам, становилось всё более невыносимым. Считается, что одним из основных факторов, подтолкнувших Михаила к мысли о кардинальных переменах в своей судьбе, стал его персональный творческий вечер, который ему полагался по статусу ведущего солиста театра и который состоялся в 1973 году. Барышников сам выбирал репертуар вечера, сам пригласил солидарных с ним в творческом плане хореографов, которые отошли от традиционной практики дуэтов, а поставили ему одноактные сольные номера. Успех творческого вечера у зрителей был потрясающим, а эксперты впоследствии назвали это представление апофеозом советского периода творчества танцовщика.
Казалось бы, теперь можно было двигаться и дальше. Однако руководство ленинградского театра недвусмысленно дало понять Барышникову, что никаких творческих изменений не будет. Так Михаил осознал, что в этой балетной системе он развиваться не будет. В 1974 году, во время гастролей театра в Канаде Барышников попросил политического убежища, став «невозвращенцем». Началась другая, американская жизнь Барышникова, благодаря которой его знают не только как гениального солиста классического балета, но и как ведущего танцовщика США, а также одного из реформаторов всего современного хореографического искусства (из очерка Александра Бабицкого «Михаил Барышников — балетный космополит»).
***
С 1974 года Барышников («Миша», как называют его в Америке) становится премьером ABT (American Ballet Theatre), где танцует широчайший репертуар от признанной классики до новейшего постмодерна, а также дебютирует как хореограф с собственной версией балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
В 1978 году легендарный Джордж Баланчин приглашает его в свою труппу «New York City Ballet» (NYCB). Здесь Барышникова ждет новая волна оглушительного успеха в двух знаковых балетах знаменитого хореографа — «Аполлон» и «Блудный сын».
В эти же годы артист сотрудничает с лучшими балетмейстерами: танцует в спектаклях «Юноша и смерть», «Пиковая дама» и «Кармен» Ролана Пети, «Конькобежцы» и «Месяц в деревне» Фредерика Аштона, «Другие танцы» и «Опус 19» Джерома Роббинса, «Медея» Джона Батлера, «Весна священная» Глена Тетли, «Гамлет: сопутствующие» и «Подразумеваемое» Джона Ноймайера и многих других…

Последние выпуски программы

Примадонна Марго Фонтейн

Илзе Лиепа продолжает свой рассказ о легенде английского балета, первой среди балерин, непревзойдённой примадонны Ковент-Гардена, Марго Фонтейн.

Необыкновенная женщина — Марго Фонтейн

Первая передача о знаменитой прима-балерине лондонского Королевского балета, постоянной партнёрше Рудольфа Нуреева — Марго Фонтейн.

«Балетные композиторы». Цезарь Пуни

Цезарь Пуни — итальянский композитор балетной музыки, работавший в Милане, Париже, Лондоне и Санкт-Петербурге. Композитор превосходно знал специфику балетной драматургии, умел создать музыку, органично выражающую балетные образы.