Пушкинские балеты: «Бахчисарайский фонтан»

28 января 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Балет «Бахчисарайский фонтан» на оригинальную музыку Бориса Асафьева был поставлен балетмейстером Ростиславом Захаровым в 1934 году на сцене Кировского театра. С его появлением принято связывать возникновение нового танцевального стиля — так называемого драмбалета, на многие годы определившего лицо советской балетной сцены…
Композитор Борис Асафьев был идеологом направления хореодрамы в балете тридцатых годов XX века. Николай Волков оформил в 1932 году своё либретто в композиционную форму — балетную пьесу. Режиссёр Сергей Радлов создал крепкую драматургическую основу, выразительным средством которой стал язык жестов — пантомима. Балетмейстер Ростислав Захаров, изучавший систему Станиславского, также настоял на добавлении новых сцен: польского акта, возвращения Гирея после набега на Польшу (II акт), пляски татарских воинов (IV действие) и казни Заремы. По его просьбе в балете появился новый герой — Гирей. В драмбалете особое значение имела изобразительность танцевального языка танцовщика-актёра, каждая поза и жест которого получали смысловую нагрузку.
Илзе Лиепа: «...”Танец не должен быть самоцелью» », — любил повторять Ростислав Захаров. Для него сюжет всегда был основой балетного спектакля: он так решил, в это верил, и этой убежденности остался верен до конца своих дней. Своим творчеством он противопоставлял себя коллегам по балетной сцене — хореографам Касьяну Голейзовскому и Федору Лопухову, которые предлагали бессюжетные балеты. Каждый отстаивал свою правоту. Но я лично думаю, что в искусстве, как сказала однажды Галина Павловна Вишневская, нет первых — в искусстве есть личности. В каком бы жанре ни был задуман спектакль, если он сделан талантливо, то всегда будет производить глубокое впечатление на зрителя и иметь долгую сценическую жизнь, о чем еще раз говорит тот факт, что балет Ростислава Захарова «Бахчисарайский фонтан» до сих пор присутствует в репертуаре Мариинского театра.
Премьера балета прошла с немыслимым успехом: публика смотрела, затаив дыхание, а потом звучали продолжительные восхищенные овации. Это было откровением и это стало настоящим событием для театральной жизни Ленинграда! Ростислав Захаров, будучи отменным постановщиком, во всей полноте использовал свой режиссерский талант. В этом спектакле было удивительное чередование танцев, пантомимных сцен, кульминационных моментов, блистательно решенных режиссером. Каждому артисту было чрезвычайно интересно существовать в этом материале. И все же славу этому спектаклю создали его первые исполнители: двадцатичетырехлетняя Галина Уланова танцевала партию Марии, а Заремой стала ее одноклассница — замечательная балерина Татьяна Вечеслова…»
Захаров был очарован поэтическим смыслом и духовной красотой образа Марии в исполнении Улановой. Впоследствии великая балерина вспоминала: «...Мне хотелось вдохнуть живую душу в пушкинские образы на балетной сцене, для меня началась новая хореография…».
«Дуэт Заремы — Вечесловой и Марии — Улановой вошёл в историю балета, как образец выразительности и творческого взаимодействия партнёров на сцене», — писала критика того времени…

Последние выпуски программы

Примадонна Марго Фонтейн

Илзе Лиепа продолжает свой рассказ о легенде английского балета, первой среди балерин, непревзойдённой примадонны Ковент-Гардена, Марго Фонтейн.

Необыкновенная женщина — Марго Фонтейн

Первая передача о знаменитой прима-балерине лондонского Королевского балета, постоянной партнёрше Рудольфа Нуреева — Марго Фонтейн.

«Балетные композиторы». Цезарь Пуни

Цезарь Пуни — итальянский композитор балетной музыки, работавший в Милане, Париже, Лондоне и Санкт-Петербурге. Композитор превосходно знал специфику балетной драматургии, умел создать музыку, органично выражающую балетные образы.