Пушкинские балеты: Ростислав Захаров и его «Бахчисарайский фонтан»

21 января 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Среди балетов на пушкинские сюжеты «Бахчисарайский фонтан» занимает особое место. В очередном впуске программы Илзе Лиепа рассказывает о создателе этого балета — знаменитом советском балетмейстере, народном артисте РСФСР, профессоре Ростиславе Захарове…
Ростислав Захаров родился в 1907 году в Астрахани. Отец его был помощником капитана одного из волжских пароходов, но больше всего в жизни любил музыку и мечтал стать музыкантом. Весь свой досуг он посвящал игре на балалайке, мандолине и других народных инструментах, создав на пароходе самодеятельный оркестр. И когда в летний погожий вечер с проплывавшего волжского парохода раздавались звуки старинного вальса, исполняемого любителями, на ближайшей пристани безошибочно определяли: «Захаров плывет!». Мальчик был очень музыкален, и достаточно было ему услышать звук шарманки, как через минуту он уже танцевал на дворе под ее аккомпанемент. Ростислав подрос, и вскоре состоялось его первое выступление в любительском концерте. Счастью его не было конца, когда он, в паре с двоюродной сестрой, танцевал на сцене «русскую». Переехав с семьей в Петербург, Ростислав начал играть на скрипке, беря частные уроки. После Великой Октябрьской революции он поступил в музыкальную школу, а в 1920 году перешел в Академическое театральное балетное училище, которое окончил в 1925 году. Занимался он сначала у X. Кристерсона, затем у А. Матятина, а классы усовершенствования проходил у В. Пономарева. По окончании училища Захаров поехал на работу, в качестве солиста балета, в Харьков, где в то время балетмейстерами были В. Рябцев и А. Мессерер.
Через некоторое время труппа переехала в Киев, где молодой артист проработал до 1929 года. В этот период Ростислав Владимирович начал заниматься и педагогической деятельностью, организовав балетную студию. В Киеве также началась и балетмейстерская работа Захарова. Впервые он поставил танец в драматическом спектакле «Эсмеральда», где заглавную роль играла Д. Зеркалова, ставшая впоследствии известной артисткой. В тот же период балетмейстер поставил и свой первый танец, который с успехом исполнял затем в концертах. Это был «морской танец», в который он вложил всю свою любовь к морю, сохранившуюся с детских лет. Первым поставленным им в Киеве балетом был «Сон моряка» на музыку Шеффера. Ростислав Владимирович сам написал либретто этого балета и танцевал в нем партию капитана корабля. Летом 1929 года, вместе с группой артистов Киевского театра оперы и балета, он был приглашен в качестве балетмейстера-постановщика в Саратов и Астрахань (в театр музыкальной комедии и балета). Здесь он ставил танцы во всех опереттах и осуществил свою первую большую балетную постановку — «Дон-Кихот».
Решив стать балетмейстером и целиком посвятить себя этой работе, Ростислав Захаров вскоре понял, что ему необходимо продолжить учебу. Специальных высших учебных заведений для хореографов тогда еще не было, и он поступил в Ленинградский институт сценического искусства им. А. Н. Островского на отделение драматических режиссеров. По окончании этого института Захаров был направлен на практику в Ленинградский театр оперы и балета, где и работал в качестве режиссера-ассистента оперы. В 1932 году он поставил танцы в «Хованщине», после чего ему была поручена постановка балета «Бахчисарайский фонтан» на музыку Б. В. Асафьева. Этот спектакль остался одной из лучших работ хореографа: балет ставился во всех театрах оперы и балета СССР и за рубежом. «Бахчисарайский фонтан» по праву считается одной из вершин в жанре «драмбалета»…

Последние выпуски программы

Примадонна Марго Фонтейн

Илзе Лиепа продолжает свой рассказ о легенде английского балета, первой среди балерин, непревзойдённой примадонны Ковент-Гардена, Марго Фонтейн.

Необыкновенная женщина — Марго Фонтейн

Первая передача о знаменитой прима-балерине лондонского Королевского балета, постоянной партнёрше Рудольфа Нуреева — Марго Фонтейн.

«Балетные композиторы». Цезарь Пуни

Цезарь Пуни — итальянский композитор балетной музыки, работавший в Милане, Париже, Лондоне и Санкт-Петербурге. Композитор превосходно знал специфику балетной драматургии, умел создать музыку, органично выражающую балетные образы.