Балетный театр пушкинской эпохи: Дидло и его примы
24 декабря 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа продолжает разговор о Пушкине и балетном театре. Пушкин — зритель, Пушкин — воодушевитель постановщиков и артистов, Пушкин — неисчерпаемый источник вдохновения для всех, кто обращается к его удивительному творчеству…
Начало XIX века. Балетным императорским театром заправляет француз Шарль Дидло — знаменитый балетмейстер, один из крупнейших деятелей балета, создатель нового направления в русском балете пушкинской эпохи.
Шарль-Луи Дидло родился в Стокгольме в 1767 году. Отец его, по национальности француз, был танцовщиком при Шведском театре. Дидло в своей практической деятельности пошел по пути отца и, получив превосходное танцевальное образование у лучших танцовщиков своего времени, вскоре выдвинулся как отличный исполнитель и обладающий богатой фантазией балетмейстер.
В 1801 году Дидло начал свою работу в Петербургском балете в качестве балетмейстера, учителя театральной школы и первого танцовщика. По воспоминаниям московского балетмейстера А. П. Глушковского, который в период Дидло был артистом балета на петербургской сцене, Дидло танцевал очень грациозно, с большой чистотой выделывал каждое па, но не имел большой элевации в антраша и прыжках. Дидло создал для себя особый род танцев: грациозные позы, плавность, чистоту и быстроту в скользящих па (pas à terre), изящное положение рук и живые пируэты.
Илзе Лиепа: «...При Дидло исполнение русских танцовщиков становится более виртуозным. Он обучает их новым техническим приемам, вводит новомодные поддержки, начинает по-новому использовать кордебалет. Словом, настоящий реформатор балетного театра. Он ставит преимущественно балеты на мифологические сюжеты. Вот, как точно Пушкин описывает это зрелище в „Евгении Онегине“:
Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят…
И сцену действительно переполняли Амуры: «Аполлон и Дафна», «Зефир и Флора», «Амур и Психея» — все это названия спектаклей, поставленных Дидло. Здесь можно было встретить весь Олимп и всех богов…»
Первые трюки на балетной сцене, танцорки в прозрачных туниках и первая муза беспощадного француза Авдотья Истомина — об этом и многом другом с Илзе Лиепа во второй программе цикла «Балет и Пушкин»…