Пушкин и балет

17 декабря 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Фигура Александра Сергеевича Пушкина каждый раз оказывается знаковой для русского художественного мира, о каком бы из искусств ни шла речь. Илзе Лиепа открывает цикл программ под названием «Балет и Пушкин», в котором рассказывает о балетном театре пушкинской эпохи, пристрастиях самого поэта и его литературном наследии, вдохновившем ни одно поколение балетмейстеров на создание великих постановок…
Илзе Лиепа: «...Так случается, что каждый, кто обращается к теме Пушкина, невольно входит в круг нравственных высот поэта. Не является исключением и балетная пушкиниана. А с другой стороны, — кто еще, кроме Пушкина, мог так вдохновенно в одной строке определить направление и все содержание русского балета: „Душой исполненный полет…“. Та часть первой главы „Евгения Онегина“, которая посвящена русскому театру — несмотря на то, что это всего несколько строк — раскрывает весь смысл и суть русского балета. Очевидно и то, что Пушкин, безусловно, любил балет, а иначе как без любви можно было так дивно описать одну из великолепных балерин первой половины XIX века — Авдотью Истомину:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Не вызывает сомнения то, что это и есть собственные впечатления поэта. Пушкин пишет первую главу «Евгения Онегина» в Одессе — находясь вдалеке от всей этой бравурной и праздничной театральной жизни Санкт-Петербурга. Сколько в этих стихах воспоминаний, тоски и безудержного стремления снова вернуться туда:
Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Все те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полет?
Иль взор унылый не найдет
Знакомых лиц на сцене скучной,
И, устремив на чуждый свет
Разочарованный лорнет,
Веселья зритель равнодушный,
Безмолвно буду я зевать
И о былом воспоминать?
А на полях пушкинских черновиков можно найти много рисунков русских Терпсихор и их изящных балетных ножек. Пушкин не просто любил балет, но был замечательным знающим и разбирающимся зрителем. Безусловно, все это было воспитано в нем с самого детства…»
Первая программа посвящена театральной жизни Санкт-Петербурга первой половины XIX века. Вы узнаете, кто определял «лицо» балетной сцены, какие спектакли были в моде, какое значение театр занимал в светской жизни общества, и кого можно было встретить на «чердаке» Шаховского…

Последние выпуски программы

Примадонна Марго Фонтейн

Илзе Лиепа продолжает свой рассказ о легенде английского балета, первой среди балерин, непревзойдённой примадонны Ковент-Гардена, Марго Фонтейн.

Необыкновенная женщина — Марго Фонтейн

Первая передача о знаменитой прима-балерине лондонского Королевского балета, постоянной партнёрше Рудольфа Нуреева — Марго Фонтейн.

«Балетные композиторы». Цезарь Пуни

Цезарь Пуни — итальянский композитор балетной музыки, работавший в Милане, Париже, Лондоне и Санкт-Петербурге. Композитор превосходно знал специфику балетной драматургии, умел создать музыку, органично выражающую балетные образы.