Совершенная классическая балерина Елизавета Гердт

12 ноября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа вспоминает выдающуюся русскую балерину, приму Мариинского театра, безупречную носительницу великих традиций Императорского классического балета — Елизавету Павловну Гердт…
Илзе Лиепа: «...Утром, когда я делала свой балетный экзерсис в домашнем зале, прямо со стены на меня смотрел портрет очень красивой женщины с благородным спокойным выражением лица, тонким прямым носом, выразительными глазами, слегка вьющимися волосами, длинной грациозной шеей… Внизу была надпись: „Дорогому талантливому Марису с пожеланиями еще больших достижений. Е. П. Гердт“. Отец трепетно хранил фотографии людей, перед которыми он преклонялся; людей того мира, которому он служил — миру балета.
Елизавета Павловна Гердт — женщина и балерина, которая во многом стала символом. Она продолжила тот путь, который в свое время блистательно проделала Анна Павлова — путь идеальной классической танцовщицы. Такой она была не только на сцене, но и в жизни…»
Елизавета Гердт родилась в известной артистической семье. Ее мама была солисткой балета Мариинского театра. А отец — Павел Гердт — был не только блистательным премьером, но и любимым танцовщиком Мариуса Петипа: первый принц Зигфрид в «Лебедином озере», первый принц Дезире в «Спящей красавице», самый галантный балетный кавалер и долгожитель Мариинского театра, за пятьдесят с лишним лет своей сценической деятельности станцевавший огромное количество партий.
Сама Елизавета Павловна получила образование в Петербургском балетном училище, где одним из её учителей был выдающийся танцовщик и балетмейстер Михаил Фокин. После окончания училища в 1908 году поступила в балетную труппу Мариинского театра. После революции Елизавета Павловна осталась в России. В 1919 году ей было присвоено звание Балерины. Пик ее сольных выступлений пришелся на 20-е годы, когда почти весь Императорский балет уехал за границу, а на Мариинской сцене блистали три прима-балерины: Ольга Спесивцева, Елена Люком и Елизавета Гердт.
Через свои лучшие партии Елизавета Гердт сумела пронести благородное, высокое совершенство линий классического балета. Не поэтическая Жизель, а повелительница виллис Мирта, не нежная Аврора, а царственная фея Сирени и, наконец, непревзойденная Раймонда — ее мастерство не знало, быть может, личных обертонов, но оно всегда было безупречно, утверждая на русской сцене безусловность самого условного из искусств…

Последние выпуски программы

Примадонна Марго Фонтейн

Илзе Лиепа продолжает свой рассказ о легенде английского балета, первой среди балерин, непревзойдённой примадонны Ковент-Гардена, Марго Фонтейн.

Необыкновенная женщина — Марго Фонтейн

Первая передача о знаменитой прима-балерине лондонского Королевского балета, постоянной партнёрше Рудольфа Нуреева — Марго Фонтейн.

«Балетные композиторы». Цезарь Пуни

Цезарь Пуни — итальянский композитор балетной музыки, работавший в Милане, Париже, Лондоне и Санкт-Петербурге. Композитор превосходно знал специфику балетной драматургии, умел создать музыку, органично выражающую балетные образы.