Характерный танец: история и современность

15 октября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа продолжает свой рассказ о характерном танце в балете — разновидности сценического танца, стилизованного под танцы самых разных народных культур…
Илзе Лиепа: »…В различных балетах можно увидеть много прекрасных интересных дивертисментов — французских, венгерских, русских, восточных и многих других. Для публики, которая приходит на настоящий классический балет, встреча с характерным танцем — это всегда отдохновение, настоящий бурлеск; это своего рода возможность «попутешествовать» по разным странам, познакомиться с различными хореографическими танцевальными традициями. В балетном искусстве характерный танец составляет целое направление. Существуют даже артисты, которые специализируются исключительно на исполнении характерных танцев. Они, как правило, не танцуют классику, или танцуют редко, но есть в истории балета и звезды, которые, выходя в характерных партиях, оставались при этом блистательными классическими танцовщиками. Стоит, например, вспомнить Майю Плисецкую, которая танцевала персидку в опере «Хованщина». Этот номер специально для нее поставил еще один знаменитый характерный танцовщик Сергей Корень. Или звезда балетного театра – Вахтанг Чабукиани, который ставил целые сюиты характерных танцев в своих балетах «Лоуренсия», «Сердце гор» и др. Здесь он всецело отдавался стихии этого темпераментного яркого сценического действа. А, если вспомнить балет «Жизель» в редакции Леонида Михайловича Лавровского, то мы увидим, что характерный танец нередко используется как средство выразительности в балете. Скажем, в первом акте «Жизели», который еще называют «крестьянским», за исключением главной героини — самой Жизели — все остальные персонажи танцуют в туфельках на каблуках. Это действительно несет на себе смысловую нагрузку — тем самым постановщик как будто приземляет реальность и отдаляет ее от той возвышенной поэтичной атмосферы второго акта, где Жизель уже будет в окружении белого балета виллис, танцующих на пуантах…»
Илзе Лиепа знакомит радиослушателей с историей возникновения и развития характерного танца в классическом балете. Вы узнаете, как характерный танец пришел в Парижскую Академию, где испокон веков обучали только «благородным» манерам танца, какую роль в развитии характерного танца сыграл великий Мариус Петипа, и какие особенности характерный танец приобрел в российском императорском, а затем и советском балете…

Последние выпуски программы

Примадонна Марго Фонтейн

Илзе Лиепа продолжает свой рассказ о легенде английского балета, первой среди балерин, непревзойдённой примадонны Ковент-Гардена, Марго Фонтейн.

Необыкновенная женщина — Марго Фонтейн

Первая передача о знаменитой прима-балерине лондонского Королевского балета, постоянной партнёрше Рудольфа Нуреева — Марго Фонтейн.

«Балетные композиторы». Цезарь Пуни

Цезарь Пуни — итальянский композитор балетной музыки, работавший в Милане, Париже, Лондоне и Санкт-Петербурге. Композитор превосходно знал специфику балетной драматургии, умел создать музыку, органично выражающую балетные образы.