Эффектная и непредсказуемая — Фанни Эльслер
8 октября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа посвящает небольшой цикл программ характерному танцу в балете, первой героиней которого становится выдающаяся австрийская танцовщица Фанни Эльслер. Наряду с Марией Тальони она была известнейшей балериной XIX века…
Дочь золотошвейки, Фанни Эльслер родилась и училась в Вене. Ее дед и отец служили в качестве секретаря и камердинера у композитора Йозефа Гайдна. Способная, живая, естественная девочка впервые появилась перед зрителями в семилетнем возрасте и имела большой успех.
Горячий и страстный темперамент Фанни Эльслер как будто с самого рождения определил ее призвание в балете — характерный танец, или народный танец, адаптированный и стилизованный для балетной сцены. С невероятным успехом она танцевала тарантеллы, польки, краковяки, но особым успехом у публики в ее исполнении пользовался андалузский театр — качуча.
Илзе Лиепа: «...Казалось, что она была создана для этих ярких, выразительных танцев: легкая фигурка, смоляные волосы, нежное лицо, но главное — необузданный темперамент. В этих танцах она была вне конкуренции и с блеском исполняла их на лучших европейских сценах.
<…> Трудно не сравнивать двух великих балерин одной эпохи — Фанни Эльслер и Марию Тальони — ту самую, которая впервые поднялась на пуанты в балете «Сильфида». Фанни Эльслер была младше Марии Тальони на десять лет, но, тем не менее, на сцене они шли рука об руку, и были абсолютно разные. Если Марию Тальони называли «девой воздуха», то Фанни Эльслер была земной, реальной. Даже более того, Тальони называли христианской танцовщицей, а Эльслер — языческой. Тальони была несравненна в своей коронной роли Сильфиды, а за Эльслер закрепилась слава в ее самом любимом балете «Эсмеральда». Именно этим балетом она спустя время попрощается с публикой и своим искусством…»