«С любовью, друг мой Ольга…»
23 июля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа завершает свое повествование об Ольге Спесивцевой и рассказывает о годах, проведенных в эмиграции, душевной болезни, повергшей во мрак разум балерины на целых двадцать лет и возвращении к проясненному сознанию в конце жизни…
Не так давно знаток истории балета, известный продюсер Валерий Головицер в библиотеке Линкольн-центра, изучая материалы о Спесивцевой — старые программы, газеты, журналы, — обнаружил архив Дейла Эдварда Ферна, который, как оказалось, едва ли всю свою жизнь посвятил Ольге Спесивцевой. Он стал её ангелом-хранителем.
Будучи молодым начинающим танцовщиком, Ферн случайно у букинистов наткнулся на дневник Вацлава Нижинского. Дневник глубоко его потряс. Мысль о дневнике преследовала его повсюду и постоянно. Дейл стал мечтать о создании театрального спектакля на основе дневника. Работая над будущей пьесой, он нашел в одной из книг о балете знаменитую фотографию Спесивцевой в «Жизели». Она изменила всю его жизнь. Он влюбился в балерину, в мечту, увидел в ней свой идеал.
Дэйл донимал всех коллег одним вопросом: не знают ли они о судьбе этой восхитительной русской балерины. Разыскать её стало его навязчивой идеей. Наконец, по воле случая, Ферн узнал, что Спесивцена содержится в больнице. Он постоянно посещал Спесивцеву в лечебнице для душевнобольных каждую неделю в течение десяти лет. Его посещения и забота о ней в большой степени способствовали её выздоровлению к началу 60-х годов. Именно он способствовал её переезду в 1963 году на ферму Толстовского фонда, организованную дочерью Л. Н. Толстого Александрой Львовной для беженцев из России.
По сведениям Ферна за годы их знакомства с 1952 года он написал ей около трех тысяч писем. Благодаря этим письмам сегодня у нас есть возможность узнать, что же происходило в жизни великой балерины на протяжении долгих пятидесяти (!) лет, о которых прежде почти ничего не было известно…